ДЛЯ "ЗОЛОТОЙ ГРАФИНИ" - ВЕСЬ МИР - ЭТО ЗРИТЕЛИ

ДЛЯ "ЗОЛОТОЙ ГРАФИНИ" - ВЕСЬ МИР - ЭТО ЗРИТЕЛИ

Татьяна Ваганова "Вечерний Новосибирск"

Ольга Титкова - всегда в форме.

Большой гала-концерт, которым 5 октября открыла сезон новосибирская оперетта, начала примадонна театра Ольга Титкова - несомненная героиня сезона прошлого, удостоенная первой в истории этого театра национальной премии "Золотая маска". Ее Графиня в спектакле "Граф Люксембург" была признана лучшей в номинации.

Выглядит "золотая Графиня" на все сто. Встречают, как известно, по одежке, с "одежки" мы и начали, с разговора, в чем секрет умения всегда быть в форме. Это, признается актриса, отчасти идет от профессии и от жесткой гитисовской школы.

- Наши учителя всегда требовали от студентов не расслабляться. Уже в 7 часов утра мы были обязательно накрашены, наглажены, причесаны. А потом, мы же жили в Москве, ты мог в любой момент попасться на глаза режиссеру и получить приглашение на съемку. Для нас было очень важно, чтобы тебя заметили.

Теперь своим студентам консерватории она тоже внушает, что актеру негоже быть неярким и стертым.

- Актер не может быть без лица, он должен быть с лицом всегда! Актриса должна быть с ресницами, с губами... Я 43 года гримируюсь и боюсь выйти на улицу без макияжа, ведь для меня весь мир - это зрители. В транспорте, на публичных выступлениях в сквере и даже в деревне, где я провожу лето, всегда есть ощущение, что рядом зритель, которого я не могу обмануть. Это - публичность моей профессии, от которой никуда не денешься.

"Золотую маску", полученную за заслуги в своей "публичной профессии", Ольга восприняла и как итог, и как "руководство к действию".

- У меня в этом театре чистого стажа 35 лет, а общей творческой деятельности - свыше 40, так что, конечно, это своего рода итог. А с другой стороны, несомненно, награда ко многому обязывает. Как говорится, статус повысили, зарплату - нет, но трудиться надо по той мерке, по которой тебя оценили. Мастерство должно быть на уровне золота.

Она из именитого в городе "клана Титковых". Василий и Иван Титковы, ее отец и дядя, - замечательные художники. Сестра Рита - артистка хора Оперного театра, двоюродная сестра Элеонора - режиссер... Впрочем, считает актриса, она бы не удивилась, если бы и ее отец пошел не по художественной, а по театральной стезе.

- Я удивляюсь, почему у моего папы перевесил талант художника, ведь он был необыкновенно артистичен. В нем было множество талантов - он играл на скрипке, устраивал театральные действа, карнавалы, любил шутки, розыгрыши. Любовь к театру передалась мне и моей средней сестре.

Хотя, признается Ольга, если бы ее сейчас спросили: "Ты будешь артисткой?", она бы непременно ответила - нет.

- Я хотела бы стать режиссером, потому что режиссер - это не просто профессия, это - образ жизни, это не сиюминутная актерская готовность выйти на сцену с подготовленной ролью. Режиссер - это профессия, выстраивающая целую жизнь.

Работа в консерватории в качестве режиссера-педагога отчасти позволила ей вкусить радость режиссерской профессии.

- Надо, надо было бы мне стать режиссером. Я это поняла к концу своей творческой жизни и очень огорчилась, - смеется актриса.

Когда-то в ГИТИСе ей преподавали замечательные педагоги. Теперь, работая со студентами консерватории, она тоже пытается найти с ними адекватный педагогический и человеческий язык.

- Конечно, с молодежью надо общаться на их языке, но я считаю, что время в театре не должно меняться в сторону какого-то резкого "душевного авангарда". Театр - искусство души, особенно русский театр, этому меня учили. У актера обязательно должны быть "голова плюс сердце", и я стараюсь объяснять своим студентам, что звук должен идти от сердца. Пребывание на сцене - через сердце. Но к этому еще надо научиться увидеть характер роли, потому что обычных, бледных людей на сцене не бывает. Это очень трудно - совместить и душевные переживания, и яркий характер плюс умение петь, ведь я работаю с вокалистами. Очень мало кому это удается, и очень дорогого стоит. Но когда получается, то я знаю, что выпустила в жизнь Актера. Возможно, этим я и продолжаю то, чему меня научили мои педагоги.

Занятия со студентами иногда принимают форму очень эмоциональную: "Что там за шум?", "Да это Титкова со своими на пленэр отправилась!". Впрочем, что касается эмоций, то актриса, переигравшая на сцене не один десяток женщин самых страстных и темпераментных, считает, что в жизни с этим надо быть поосторожнее.

- Я стараюсь в жизни быть спокойной. Хотя не всегда получается. Многое раздражает - хамство, несправедливость, бездуховность... Но это скорее вызывает горечь, нежели какие-то бурные выплески. Сердцем чувствую...

За лето она успела соскучиться по сцене, по своим замечательным героиням, по запаху кулис и, конечно, по своему зрителю, который заряжает энергией и заставляет всегда соответствовать. И всегда быть в форме.