РОМАН РОМАШОВ: «Я ВСЕГДА В ТОНУСЕ»
РОМАН РОМАШОВ: «Я ВСЕГДА В ТОНУСЕ»

Дата публикации: 27 Июня 2018

Роман Ромашов: «Я всегда в тонусе»

«Самый многогранный актёр» Музыкального театра Роман Ромашов о том, почему неважно быть первым, что делать, если нет голоса, почему надо бороться за молодёжь и не надо бороться с волнением.

- По случаю окончания сезона зрительский «Фан-клуб» выбрал Вас как лучшего актёра в номинации «за многогранность таланта». В жизни Вы чувствуете любовь зрителей? Узнают на улице, просят сфотографироваться?

Р: Бывает, но не так часто. Но у каждого артиста, в том числе и у меня, есть постоянные зрители, те, которые ходят в театр именно «на меня». Они изначально приходили на все спектакли, дарили цветы, пытались пообщаться, и со временем это переросло в хорошую дружбу.

- Вспомните самый запоминающийся опыт общения с поклонниками.

Р: Меня очень трогает, когда зрители поздравляют меня с Днём рождения, привозят мне домой огромный торт, варенье, один раз даже холодец привезли (смеётся). Это всегда мило и приятно.

-А в соцсетях Вы со зрителями общаетесь, уделяете этому время?

Р: Обязательно, мне очень важно их мнение. Мы всё время чем-то обмениваемся: они мне кидают какие-нибудь интересные спектакли других театров или удачные фрагменты из наших спектаклей, а я интересуюсь их мнением, как прошёл тот или иной спектакль. Мне важно знать, как всё выглядит со стороны.

- Общение в соцсетях предполагает поддержание контакта с молодой аудиторией. Почему, как Вы думаете, молодые люди должны приходить на Ваши спектакли?

Р: Я не считаю, что они должны, это мы должны делать всё, чтобы им захотелось прийти. Конечно, всю молодёжь невозможно привести в театр. В наше время, когда слишком много информационных ресурсов, а бывает, и информационного мусора, когда чтобы просто получить удовольствие, достаточно включить телевизор или выйти в интернет, я считаю, надо бороться за внимание молодёжи. Для этого у нас есть свой канал на YouTube, странички во всех соцсетях, активная каждодневная реклама, чтобы молодые люди знали обо всех наших новинках. Например, наши «Римские каникулы» (премьера сезона) - это тот спектакль, который делался специально под молодёжь.

- А как Ваши дети относятся к Вашей профессии, уже хотят стать актёрами?

Р: Это сложный для меня вопрос: я был глубоко против, но в какой-то момент случилось так, что мой старший сын (ему 10 лет) начал выходить то в одном спектакле, то ещё в одном, в частности, в премьере этого сезона «Римские каникулы», а со следующего сезона у него появится третий спектакль -«Белая акация». Понятное дело, что это роли небольшие, но ему нравится, и к тому же, у него довольно неплохой голос, он занимаетсяс моей женой Настей (Анастасия Ромашова окончила НГК им. Глинки , «музыковед-теоретик») ,уже участвовал во многих вокальных конкурсах и занимал призовые места. Сейчас он очень хочет сыграть юнгу в «Одиссее капитана Блада», эту роль обычно играют девочки (амплуа травести), потому что там нужен высокий голос, но он очень хочет. Я ему, конечно, объясняю, что сейчас ещё рано, договорились, что, когда ему будет пятнадцать, и если он всё ещё будет гореть этим, мы вернёмся к этому вопросу. Младший, ему год, тоже должен был выходить в «Римских каникулах» (в спектакле много детей), но что-то я испугался. В общем, мне пришлось пересмотреть своё отношение к вопросу пребывания своего старшего сына на сцене. Я просто подумал, раз ребёнку нравится - пусть, а потом он сам решит, нужно это ему или нет.

- Есть такое мнение, что Крида слушают те, кому нет 30, а Михайлова – те, кому больше 30. Как Вы сами думаете, кто Ваша целевая аудитория?

Р: Есть молодые, те, кого удалось чем-то зацепить, но молодёжь трудно удержать, им сегодня нравится одно, а завтра другое, так что в основном, это аудитория «за тридцать», люди уже состоявшиеся, те, кто определились, чего хотят от жизни.

- Зрительский «Фан-клуб» Вас ценит, возможно, Вы даже стали для кого-то кумиром. Вы сами считаете себя примером для подражания?

Р: В профессии, наверное, нет, потому что у нас у каждого, и у меня тоже, есть слабые стороны, которые я не буду называть (смеётся). Я знаю свои недостатки и недостатки других актёров, а идеала просто не существует.

- А у Вас у самого есть кумиры?

Р: Когда-то были, в молодости с кумирами как-то проще. Я, например, просто обожал группу «Браво», когда в ней солистом был Сюткин, она у меня из каждого утюга звучала. Но чем становишься старше (сейчас мне 39), тем больше понимаешь, что кумир – это не то, что надо. Сейчас есть люди, в том числе и в нашем театре, которых я уважаю за профессионализм. Есть такие люди и на телевидении, но последнее время я редко смотрю телепередачи и фильмы, перешёл на качественные сериалы, в основном детективы, такие как «Элементарно», «Касл», где можно долго следить за понравившимся героем.

- Если бы Вы сами могли поучаствовать в зрительском голосовании, кого бы Вы выделили как лучшего актёра и лучшую актрису?

Р: Как лучшего актёра я бы выбрал Сашу Крюкова, но его и так выбрали зрители. Он пришёл к нам совсем недавно, начинал с маленьких ролей, но было видно, что потенциал у него просто громадный. Всегда приятно смотреть за тем, как он работает, потому что он очень творчески и ответственно подходит к тому, что делает. Естественно, Александр Тимофеевич Выскрибенцев, наш Народный, ему 70 лет в этом году, он каждый день распевается, разминается и остаётся в профессиональном тонусе, такому можно только позавидовать, да и порадоваться за него. А из женщин я бы выделил Людмилу Шаляпину (победительница голосования «Фан-клуба» в номинации «Леди Элегантность»), Лизу нашу Дорофееву (победительница зрительского голосования в номинации «Лучшая артистка театрального сезона»). Зритель же он всё чувствует и всё понимает.

Кому в актёрской среде проще- мужчине или женщине?

Р: Однозначно мужчине. У женщин отбор намного жёстче. А если ты носишь штаны, то у тебя уже хорошие шансы работать в театре (смеётся).

- А для Вас решение стать актёром просто далось?

Р: Я решил идти в театральный только в одиннадцатом классе, прямо перед поступлением. Тот же самый Вадик Кириченко, с которым мы делим гримёрку, с самого детства мечтал о карьере актёра. У меня такого не было. Моя мама работала в балете нашего театра, я на спектакли, конечно, ходил, но так, чтобы прямо хотеть работать в театре, такого не было. Однако когда время подошло к 11 классу, я задумался, что буду делать дальше, и понял, что хочу связать свою жизнь с театром.

- При поступлении имело значение то, что Ваша мама работала в «Музкомедии»?

Р: Нет, я же поступал на «драму». Я бы поступал на отделение «Музыкального театра», но оно набиралось один раз в четыре года. Год терять не хотелось, и я уже смирился, что буду учиться на «драме», там вокал начинался только со второго курса. Но когда я пришёл на первое занятие по вокалу, педагог сказал мне, что я просто обязан перейти на «музыкальное отделение», пускай и снова на первый курс.

- На сайте Музыкального театра про Вас написано, что уже с первого года работы в театре режиссёры поручали Вам исполнение ведущих партий благодаря (цитирую) «великолепным вокальным и внешним данным». В связи с этим вопрос: как Вы считаете, большую ли роль играет внешность для актёра?

Р: В Музыкальном театре- да. Скажем так, не самую главную, но существенную. В драматическом - с этим проще, а если брать оперу, там внешность вообще не имеет никакого значения.

- Ваш первый опыт в театре. Кого Вы играли и в какой пьесе?

Р: Как я уже говорил, мама работала в театре, тогда ещё в Кемеровском, поэтому первый актёрский опыт у меня был в детстве. Один ребёнок, занятый в пьесе, не пришёл на детский спектакль «Айболит», тогда меня переодели цыплёнком и отправили на сцену. Я долго плакал, потому что мама была Уткой, и я соответственно тоже хотел быть утёнком. А первый профессиональный актёрский опыт был в нашем Музыкальном театре, в детском мюзикле «Бременские музыканты» и во взрослом спектакле «Марица».

- А сегодня, 13 лет спустя, уже награда «за многогранность таланта». Это значит, что теперь Вам доступны все роли?

Р: Вполне возможно, что доступны все, но я сам боюсь играть все. Изначально я пришёл в театр «на героя» (амплуа «герой-любовник»). Я сыграл всю классику, положительных персонажей в спектаклях «Марица», «Сильва», «Мистер Икс», но потом, когда постепенно расширялся мой диапазон ролей, на каждую новую роль я смотрел с долей паники: «а справлюсь ли я?». Допустим, был у нас спектакль «Шведская спичка», в какой-то момент я понял, что ещё не дорос до своей роли в этом спектакле. Я видел, что мой партнёр делает лучше. И я с этой роли «слился» на полсезона, пять - шесть спектаклей не играл, просто ходил и смотрел , как играет мой партнёр, и вернулся - только когда почувствовал уверенность. В итоге, спектакль для меня стал легче, и зрителям моя работа понравилась. Бывает так, что получишь роль, а внутренне к ней ещё не готов, а для меня важно психологическое спокойствие.

-Вы сказали, что сыграли всех положительных персонажей, но Ваши персонажи нынешнего сезона - Григ, Альфред Дулиттл , Ярослав Прус- мягко говоря, нехорошие парни. Как сыграть отрицательного персонажа так, чтобы зритель его полюбил?

Р: А их не надо играть как отрицательных. Возьмём Грига из «Безымянной звезды». Изначально, когда я прочитал пьесу, потом посмотрел фильм (одноимённая картина М.Казакова), казалось, что Григ- отрицательный персонаж. Но, как сказала моя жена, Григ - он не отрицательный, он самый разумный. Да, у него своя логика, да он материалист, но, по сути, он никому ничего плохого не сделал: ни той же самой Моне, ни Марину, хотя Григ имеет деньги и власть, и он мог бы его уничтожить. Он, наоборот, даже помогает, например, Удре (учитель музыки) с инструментом. Так что Григ не отрицательный, он просто другой. А Альфред Дулиттл из «Пигмалиона»! Несмотря на все недостатки самого персонажа, роль шикарная, выигрышная, каскадная, ну как такой персонаж может не нравиться? А вообще я не пытаюсь соотносить себя со своими героями. Я знаю, что есть актёры, которые пропускают персонажей через себя. Есть знаменитые артисты, которые, чтобы сыграть алкоголика, стараются напиться(смеется), но нет, я так не работаю.

- У каждого актёра есть роль, которую он ждёт и надеется когда-нибудь воплотить. Какую роль ждёте Вы?

Р: В том амплуа, в котором я начинал, по сути, я сыграл всё. У нас в театре есть композитор, я считаю его лучшим, думаю, это столп современного музыкального театра, Владимир Баскин («Средство Макропулоса», «Одиссея Капитана Блада», «Сирано де Бержерак», «Шведская спичка»). Я не знаю, что он напишет дальше, но чтобы он ни написал – это уже круто. Я хочу сыграть что-нибудь на его музыку.

- Сколько времени нужно, чтобы подготовиться к роли?

Р: К каждой роли индивидуально. Бывает и за день, и за два приходится готовиться, если срочный ввод. Например, завтруппой Жене Позднякову однажды пришлось за два дня войти в роль Князя (спектакль «Ханума»). А бывает, к роли идёшь больше полугода, как я в «Шведской спичке».

- Если я правильно понимаю, у Вас, как у солиста, проблем с подготовкой вокальных партий быть не должно, а тяжело ли даётся хореография?

Р: Мне несложно, потому что я пять лет проучился в «театралке», там этому уделяется большое внимание: у нас был танец два раза в неделю, сценическое движение два раза в неделю, фехтование. Ребятам, которые приходят после консерватории, конечно, тяжело: у них танец был один раз в неделю, и на этом всё.

- А какие другие проблемы могут возникнуть при подготовке к роли?

Р: В основном, это психологические проблемы. Психология начинает действовать, когда ты не знаешь, как играть, не можешь ничего нащупать. В голове начинает вертеться: «ты бездарность». Но из этого состояния сразу выходишь, когда роль начинает получаться.

- Что делать, если Вы вышли на сцену, а голоса нет?

Р: Пить коньяк! (смеётся). Так и запишите. Вокалистам 10-15 грамм коньяка не повредит. Перед «классикой» я, например, пью чай с лимоном и коньяком в разумных пределах. Это успокаивает и нервы, и связки.

- Как перебороть волнение, когда выходишь на сцену?

Р: Я перестал бороться с ним, когда кто-то сказал мне: «Не волнуются только бездарности!» Да, волнение есть, но его уже меньше, и я перестал обращать на него внимание. В первые годы работы в театре я приходил за три часа до спектакля, распевался, психологически готовился, повторял весь спектакль от и до. Сейчас, когда много спектаклей, я всегда в тонусе. В этом сезоне я, например, сыграл 119 спектаклей. Теперь волнение остаётся только перед премьерными спектаклями, но там волнуются все, и это нормально.

- Есть что-то, чего Вы никогда не сделаете на сцене?

Р: Я никогда не разденусь на сцене. Я очень стеснительный в этом плане. В моём амплуа («герой-любовник») ко мне были такие требования. Но я всё равно остаюсь в одежде (смеётся)

- Есть что-то, от чего Вам пришлось отказаться или приходится отказываться ради профессии?

Р: Из-за профессии мы, конечно, не отказываемся от своих семьей, но мы их видим катастрофически мало. Но у нас большой отпуск, если удаётся провести его вместе с семьёй, - это уже победа.

Я знаю, что побед у Вас в этом сезоне вообще было много. Кроме первенства в голосовании «Фан-клуба», Вы недавно стали чемпионом 4 чемпионата театра по боулингу.

Р: Да, долго шёл к этой победе (смеётся). Когда-то, четыре года назад, мы просто играли нашей компанией, а потом появилась идея провести чемпионат. Собираются и артисты хора, и солисты, и балет , и монтировщики, все, кто хочет. В первом турнире я занял 3 место, во втором и третьем – 2 место, и теперь, наконец, 1 место.

- Для Вас важно быть первым?

Р: Нет, абсолютно. Для меня важно себя комфортно чувствовать, а когда ты первый – это либо надо иметь стальные нервы, у меня их нет, либо нести огромную ответственность.

-Ну, про боулинг всё понятно, а какие у Вас отношения со спортом, держите себя в форме для профессии?

Р: В детстве, конечно, занимался плаваньем, вольной борьбой, а сейчас каждый год покупаю абонемент в фитнес-зал. Но из-за того, что у нас профессия такая, что приходится очень много работать, я бывает, туда не дохожу. Как в анекдоте: заплатил и не поехал.

Блиц-опрос с Романом Ромашовым:

1. Оперетта или мюзикл? Оперетта

2. На сцене важнее красота или талант? Талант

3. Героическая роль или характерная? Лет 7 назад однозначно бы сказал – героическая, сейчас они для меня равны.

4. Драматическая роль или комедийная? Тут всё зависит от конкретной роли.

5. Любимый режиссёр? Александр Лебедев

6. Самая любимая роль? Их три: Генрих Айзенштайн («Летучая мышь»), Васков (А зори здесь тихие…»), Дубровский («Дубровский»)

7. Самая сложная роль? Васков («А зори здесь тихие…»)

8. Быть актёром очень просто или очень сложно? Просто сложно

Лиза Чайкина