НИКОЛАЙ АНДРОСОВ: «В ДЕТСТВЕ Я ТАНЦЕВАЛ КРУГЛОСУТОЧНО!»
НИКОЛАЙ АНДРОСОВ: «В ДЕТСТВЕ Я ТАНЦЕВАЛ КРУГЛОСУТОЧНО!»

Дата публикации: 21 Мая 2015

Марина Чайка, журнал «Мираман», 21 мая 2015 года 
 
Заслуженный деятель искусств России, режиссер, хореограф-постановщик, руководитель и главный балетмейстер знаменитого ансамбля танца «Русские сезоны» рассказал «Мираману» о том, почему не разрешает танцорам импровизировать и о чем нужно думать, занимаясь искусством. 

«Где родился, там и пригодился»

 - Николай Николаевич, как судьба привела вас в хореографию?
 

- Я не помню, о чем мечтал в детстве и кем хотел стать, но всю жизнь, несмотря ни на что, нахожусь рядом с театром и сценой. Мои родители были совершенно далеки от искусства, работали в одном из НИИ. Однако в то время, когда я родился, было очень модно отдавать детей в кружки с артистическим направлением. Мой старший брат, к примеру, стал вокалистом, пел в хоре театра им. Станиславского в Москве, а меня отдали в хореографию.

Знаете, тогда было огромное уважение к артистам. Казалось, что те, кто выходит на сцену - какие-то особенные люди. Сейчас все само собой немножко отрегулировалось в сторону коммерции.

- Получается, решение родителей – дань моде?
 

- Не только. Судя по их воспоминаниям, в детстве я танцевал почти круглосуточно! В итоге они решили отдать меня туда, где за мной и приглядят, и научат азам любимого дела. Так в 6 лет я попал в хореографический Ансамбль песни и пляски имени В.С.Локтева. С тех пор театр, сцена, спектакли, концерты… С раннего детства путешествую по разным странам, объехал весь мир.

- Знаю, что вы до сих пор много путешествуете и даже привозите маленьких куколок в национальной одежде в вашу уже огромную коллекцию. Какой самый дорогой для вашего сердца уголок мира? 

- Россия. Это моя земля, Родина, как бы пафосно это не звучало. У меня было достаточно возможностей, к примеру, жить в Америке, где мне предлагали отличные перспективы в творческом плане. Не захотел. Я просто другой человек. Некоторые люди мечтали туда уехать, и, когда открылся «занавес», так и сделали. Множество моих друзей давно живут в США. Но меня всегда тянет домой, где бы я ни был. Хотя прекрасных мест в мире очень много, иногда даже хочется какое-то время в одном из них пожить.

«Хореографический язык – это партитура» 

- Какой он для вас - язык танца?
 

- Вы правильно заметили, что это язык. Если обратите внимание, то хореография особенное и очень мощное средство выражения, а классический балет – вершина этого искусства. Он создает на сцене ощущение нереальности происходящего. 

Танцуя на пальцах, балерина из обычной девочки превращается в волшебную фею, или, наоборот, в злобную фурию. Языком хореографии происходит яркая метаморфоза.

Случается, что хореографы немного злоупотребляют этим языком, и тогда танец забивает и музыку, и вокал, и все на свете. Важно чувствовать меру. Если этот язык использовать правильно, то он способен оказывать очень сильное воздействие. Особенно если на сцене одаренный исполнитель. Движение синхронизируется с музыкой и производит невероятное впечатление! Начинаешь понимать, что мужское и женское тело - божественное и прекрасное произведение…

- Разрешаете артистам своей труппы или актерам, когда ставите спектакли, импровизировать?
 

- Нет, потому что наш хореографический язык подразумевает точно такую же партитуру, как в оркестре или для вокалиста. В хореографическом ансамбле классического балета или народно-сценического жанра «нотки» - это движение ноги, руки, поворот головы, наклон, подъем. Если человек начинает импровизировать, он ломает эту партитуру всем своим коллегам, которые вместе с ним на сцене. Танцор должен быть в контексте ансамбля. 

Единственное исключение - сольный номер. В этом случае схему, которая предложена артисту для работы, он может украсить своим талантом. Например, сделать больше пируэтов, сильнее какой-нибудь прыжок или растяжку, ввести элемент, который делает великолепно, но хореограф почему-то не предложил. Если же работаешь в коллективе, нужно очень точно взаимодействовать с другими участниками действа.

Часто говорю, что для меня партнер иногда важнее, чем я сам. Я должен для него создать такую ситуацию для работы, чтобы ему было максимально комфортно. Если и он сделает то же самое в моем направлении, то нам обоим будет удобно танцевать. Импровизация – это скорее музыкальный термин, чем хореографический, и это не всегда хорошая идея.

«Моей труппе почти четверть века!»

- Почему вы однажды решились уйти из труппы ансамбля народного танца под руководством Игоря Моисеева и стать свободным режиссером-балетмейстером?
 

- Я тогда окончил ГИТИС, получил другие профессии – режиссер-постановщик и режиссер-балетмейстер. К этому моменту накопился весомый багаж знаний, которые хотелось как-то реализовать. А в ансамбле нужно много и постоянно работать, выполнять ежедневные обязанности, которые не совместимы с полетом фантазии или какими-то другими целями. Работать в коллективе и полноценно ставить спектакли – практически невозможно. Поэтому было принято такое решение покинуть труппу и заняться постановочной деятельностью.

 

- После того как получили диплом, вы создали ансамбль танца «Русские сезоны», который сегодня считается одним из ведущих коллективов России. В чем были сложности пути от неизвестности к славе? 

- Было столько сложностей, что их невозможно перечислить. Иногда думаю: если бы мне сейчас предложили образовать новый коллектив, то я бы не смог повторить то, что сделал тогда. Мне было 27 лет, энергия била через край, к тому же, мне помогла большая группа единомышленников. Все получилось. 

Я низко кланяюсь всем тем артистам, которые на бешеном энтузиазме делали со мной первую концертную программу… У нас тогда не было помещений. Да у нас ничего не было!

Но мы провели потрясающую дебютную программу в концертном зале им Чайковского. Нашлись и спонсоры, и организаторы, которые нас поддержали. Сейчас вспоминаю это как нечто нереальное.

- Какие важные встречи, знакомства, случайности, неслучайности были на пути к успеху?
 

- Всего этого было много. Все-таки моей труппе уже 24 года! Практически никогда не делал ничего такого, что было бы неинтересно. За эти годы мы создали столько всего потрясающего – настоящие события в культуре нашей страны. К примеру, очень благодарен Андрису Лиепе - в 1993 году он пригласил нас восстанавливать балеты Михаила Фокина и снял потрясающий фильм «Возвращение Жар-птицы», который до сих пор пользуется популярностью и продается на дисках во всех балетных магазинах мира. А в Вашингтонской библиотеке он представлен как образец русской хореографии на все времена! Ради этого, конечно, стоило трудиться. И дело совершенно не в деньгах. 

Всегда стараюсь воспитать в этом духе своих артистов. Когда пытаешься заработать, деньги не приходят. Нужно стать специалистом высокого уровня, думать об искусстве всегда, понимать, чем ты занимаешься, отдать на это все свои силы, возможности и таланты. Все, чтобы сделать хорошо. В этом случае финансовый вопрос сам собой решится.

 «В спектакле Алана Симона был старым толстым пиратом»

- Вы перестали танцевать?
 

- Нет, я и до сих пор танцую в том коллективе, которым руковожу, когда мы делаем специальные постановки. Пардон, мне сейчас не 5 и не 17 лет. Уже пришло время задуматься, что на сцену пора бы и не выходить. И я стараюсь не выходить именно как танцовщик. Это дело молодых. Но когда есть возможность что-то такое посильное сделать, танцую. К примеру, знаменитый французский композитор Алан Симон попросил меня быть одним из пиратов в благотворительном спектакле для детей в декабре 2014 года, и я с удовольствием согласился. Был старым толстым пиратом.

- Если однажды встать к балетному станку, то возможно от него отойти?
 

- Для меня – нет. Я каждый день занимаюсь. Потому что если этого не делать, мышцы придут в негодность и не позволят танцевать. Периодически тренироваться – не вариант. Нужно это делать все время или бросать совсем. Физику не обмануть. Тело требует постоянной работы.

Досье
 

Николай Андросов – заслуженный деятель искусств России, режиссер-постановщик, хореограф-постановщик.

Родился: 30 октября 1963 года в Москве.
 

Образование и карьера. 1978 по 1982 год – учился в Хореографической школе - студии при Государственном Академическом Ансамбле Народного Танца СССР под руководством И.А.Моисеева. 

С 1981 по 1991 год – солист балета ГААНТ СССР под руководством И.А.Моисеева. 

В 1990 году с отличием окончил Российскую Академию Театрального Искусства (ГИТИС) по специальности режиссер-балетмейстер. 

В 1991 году стал одним из инициаторов создания, а затем художественным руководителем и главным балетмейстером (занимает эту должность по сей день) Московского государственного ансамбля танца «Русские сезоны», который постоянно гастролирует во многих странах мира. 

В 2000 году коллектив был выдвинут на получение премии «Золотая маска», в номинации «Лучшая совместная продукция» за балет «Весна священная» И.Стравинского в постановке японского хореографа Мина Танаки. Известны также такие работы ансамбля, как проект «Возвращение Жар-птицы» совместно с Андрисом Лиепа, «Евангелие от Лукавого» с Владимиром Васильевым, «Болеро», «Славянские танцы», «Иуда», «Аримойя» в постановке Николая Андросова, «Посвящение веку» и другие. 

Известные работы: Николай Андросов выступал в качестве хореографа-постановщика масштабных мероприятий государственного уровня – Дня России Международного фестиваля искусств «Славянский базар», гала-концерта «Россия-Евросоюз» в Санкт-Петербурге, Церемоний открытия празднования Дня города в Москве, правительственных концертов в Государственном кремлевском дворце. Знаковые зарубежные постановки: балеты «Петрушка» и «Жар-Птица» совместно с Андрисом Лиепа в Римском оперном театре, гала-концерт «Тенора XXI века» в Вене, постановка балета «Красный мак» в Римском оперном театре, балет «Кармен» в Женеве, мюзиклы Алана Симона «Тристан и Изольда» в Нанте и «Маленький Артур. Капитан Кид» в Племоре, музыкальный спектакль «Дерево павлинов», посвященный 95-летию со дня рождения Тонино Гуэрра, в Урбино.

Награды и достижения: 
  • Получил премию за лучшую современную хореографию в Международном конкурсе артистов балета и хореографов «Майя» (1996 г.)
  • Указом Президента России В.В.Путина удостоен звания «Заслуженный деятель искусств России» (2001 г.)
  • Стал лауреатом премии «Национальное достояние России» (2006 г.)
  • Награжден дипломом и благодарностью от Правительства г.Москвы (2006 - 2007 г.)
  • Стал основателем и художественным руководителем Хореографического училища при МГАТ «Русские сезоны» (2006 г.)
Семейное положение: женат.
 
Текущие постановки Театра, в подготовке которых принимал участие Николай Андросов: «12 стульев», «Дуброffский», «Сирано де Бержерак», «Тристан и Изольда».
 

Оригинальный материал можно посмотреть ЗДЕСЬ