НИКОЛАЙ ПОКОТЫЛО: "ЕСЛИ РЕЖИССЕРУ НРАВИТСЯ ТО, ЧТО ОН СДЕЛАЛ, ЗНАЧИТ, НАДО ЗАКАНЧИВАТЬ С ПРОФЕССИЕЙ".
НИКОЛАЙ ПОКОТЫЛО: "ЕСЛИ РЕЖИССЕРУ НРАВИТСЯ ТО, ЧТО ОН СДЕЛАЛ, ЗНАЧИТ, НАДО ЗАКАНЧИВАТЬ С ПРОФЕССИЕЙ".

Дата публикации: 20 Января 2017

Газета "Бумеранг", 20.01.2017 года.

Николай Покотыло: «Если режисеру нравится то, что он сделал, значит, надо заканчивать с профессией»

 

20 Января 2017 В Новосибирском театре музыкальной комедии прошли первые премьерные показы музыкальной комедии «Как вернуть мужа» Юрия Рыбчинского по мотивам пьесы Маргарет Мэйо и Мориса Эннекена. Новую современную версию спектакля поставил московский режиссер Николай Покотыло в содружестве с хореографом Мариной Суконцевой и художником Юрием Наместниковым. В спектакле новые аранжировки: под руководством дирижера-постановщика Марка Певзнера их сделал известный новосибирский виртуоз Владимир Лямкин. Номер «Сцена письма в барочном стиле» аранжировал композитор Виталий Вдовин, а номер «Мистер Тото» – Вячеслав Литвинов...

Приехал мистер Гаррисон – ребенка еще нет!

Если уходит муж, это, конечно, не самый приятный и радостный момент в жизни. Можно немного поплакать, махнуть на все рукой и просто продолжать жить. Но, может, стоит побороться за свое счастье и попробовать найти рецепт, как вернуть мужа в семью? Да, за счастье придется побороться, ведь Главная причина размолвок в том, что муж считает жену… лгуньей! Даже самая маленькая безобидная уловка Кэтти способна довести до бешенства ее обожаемого Вильяма. Что ж, отныне правда, правда и только правда спасет брак главных героев спектакля. К примеру, Вильям давно мечтает о детях. Не вопрос! Каких-нибудь полгода – и будет Вильяму мальчик, а к нему еще девочка, да еще одна девочка... Словом, нет предела женской изобретательности в стремлении достичь желаемого.

И хотя действие происходит в Нью-Йорке, но на самом деле такая история может случиться в каком угодно месте и в какое угодно время! А чем всё закончится – лучше узнать прямо на спектакле. Одно лишь можно сказать наверняка: увлекательная, удивительно светлая и легкая для восприятия музыкальная комедия доставит зрителям немало удовольствия, ведь это история о том, что милые бранятся – только тешатся!

Нынешняя постановка музыкальной комедии «Как вернуть мужа» в театре музыкальной комедии уже третья по счету. Первая премьера состоялась в октябре 1980 года: режиссер М.И. Михайлов, дирижер Б. Цигельман, балетмейстер Г. Гнусин. Вторая постановка – в марте 2010 года под названием «Моя жена-лгунья»: режиссер М.М. Михайлов, дирижер М. Певзнер, балетмейстер М. Михтарьянц...

«Я езжу в Сибирь на работу»

О работе над спектаклем, о пьесе, главных героях и актерах рассказывает известный московский режиссер-постановщик Николай Покотыло.

– Пьеса «Как вернуть мужа» очень популярна. Под своим оригинальным названием – «Моя жена лгунья» она идет во многих российских театрах. Чем же вам приглянулась эта история?

– Это типичная американская кассовая комедия. Не будем приписывать ей и придумывать для нее какие-то высокохудожественные достоинства. Веселая комедия положений, прекрасно выписанная, с огромным количеством скелетов в шкафу. Их как минимум полдесятка! Но лично мне особенно интересна вторая часть – то, как герои начинают выкручиваться из нестандартной ситуации. История эта на грани фола: приехал мистер Гаррисон, а ребенка еще нет. Подвешенная ситуация, и тот снежный ком перипетий, который набирается ко второму акту, должен обрушиться на всех, в том числе на зрителя. Как это разрулить? Героям приходится выдумывать, изобретать, за этим интересно наблюдать. Ну а мне как режиссеру было интересно всё это поставить. Безумно сложно внятно рассказать не совсем внятную историю.

– Пьесу для постановки вы сами выбирали?

– Нет, предложение ее поставить исходило от театра. – Комедия положений была одним из ведущих жанров в творчестве Шекспира, Мольера, Гоголя, Чехова. Но в какое-то время жанр потерял былую популярность – мы ведь предпочитаем вскрывать внутренний мир героев, играть по системе Станиславского. Как на ваш взгляд: актеры быстро вписались в непривычный для себя жанр?

 

– Поначалу им было трудновато. Но ребята замечательные, работали с удовольствием, с огромным желанием показать себя. И это дорогого стоит. Не все молодые актеры и не во всех театрах подходят к роли с такими горящими глазами. Кто-то был занят в предыдущей постановке, но слава богу, это никак не отразилось на новом спектакле – мы совершенно по-другому представили зрителям эту историю.

– Если бы в этом театре вам дали карт-бланш, что бы вы поставили с труппой?

– Как и у каждого режиссера, у меня есть ряд заветных желаний, их по чуть-чуть я начинаю воплощать на сцене. А уж если карт-бланш, то мне давно не дает покоя пьеса «Поцелуй меня, Кэт». На сцене Новосибирского театра музыкальной комедии это могло бы прозвучать очень интересно. В вашей труппе присутствуют ярчайшие актеры – не только молодежь, но и представители среднего, и старшего поколения. Очень интересные люди. Я давно знаю ваш театр, с 2002 года, и слежу за его успехами, в том числе и по «Золотой маске», поэтому хорошо знаю труппу. Прекрасная у вас молодежь – консерваторская, институтская. Вот хотя бы Василий Халецкий, который играет Вильяма. Это его первая большая роль, и справился он с ней замечательно.

– Всё ли удалось в плане режиссуры? Может, что-то не получилось, что-то вышло не так, как задумывалось? Что-то хотелось бы доделать?

– Знаете, каждому нормальному студенту всегда не хватает одного дня. Так и режиссеру – не хватает нескольких прогонов, чтобы получить идеальную легкость и свободу: этак штук пять (смеется). Но об этом можно только помечтать А если серьезно, до сих пор остается ощущение, что первая часть у нас немного перегружена подробностями, глубиной взаимоотношений, которая в общей картине даже, я бы сказал, мешает, поскольку зрителям приходится считывать эту шахматную партию, которая разыгрывается на его глазах и переходит в активную фазу только во втором действий.

– Каков ваш собственный оценочный критерий своей работы?

– Всё плохо.

– Всегда?

– Всегда. Самый строгий критик своей работы – я сам. И считаю: если режиссеру нравится то, что он сделал, значит, надо заканчивать с профессией. А вы как думали?

– В этой работе тоже всё плохо?

Скажем так: мы живем в этом процессе почти два месяца, знаем каждый поворот головы, каждое слово, которое пропущено, каждую ноту, которая не спета. А премьеры – это только начало. На них присутствует самый сложный, специфический зритель, да и доброжелатели в кавычках сидят в зале. Как правило, это свои люди – родные, их ровно половина. Вторая половина – тоже свои, но со знаком минус: их ничто так не радует, как неудача товарища... Поэтому на премьерах все волнуются, из-за чего всё сыпется, распадается. Первые испытания зрителем очень важны, особенно в жанре комедии и музыкальной комедии, когда мы еще не понимаем, какова будет реакция зала. Но по первым премьерам судить тоже нельзя – должно пройти хотя бы пять-шесть показов, чтобы понять, всё ли сделано правильно.

 

– И приступить к доработке?

– Конечно! Идет общение с публикой, мы видим все нюансы, совершенствуем материал. В этой комедии, например, большая нагрузка ложится на артистов потому, что от них требуется большая легкость, чем обычно. Это необычный жанр, который подразумевает совсем иной пластический язык. К нему нужно привыкнуть, а для этого требуется время.

– То есть, как режиссер вы не советуете ходить на премьеры?

– Ну почему? Я сам очень люблю премьеры! И сдачи, и генеральные прогоны! Где-то ведь люди имеют возможность по полгода репетировать спектакли, буквально до тошноты, и тогда недостатки не выпячиваются, и ляпы не так заметны. Но всё равно времени не хватает, будьте уверены (смеется). Премьеры – это очень интересно! Когда люди в теме, знают репертуар, актеров, они совершенно по-иному оценивают премьеру – со всеми ее недостатками и недоработками, в которых заключается своя прелесть.

– В вашей копилке есть оперы, оперетты, драматические спектакли... Около двух десятков названий. А в каком жанре вам уютнее работать?

– Уютнее – в опере. Наверное, потому, что я музыкант. Когда хороший оркестр, классные исполнители, ты получаешь удовольствие не только от самого процесса, но и от музыки, которая звучит. Именно она рождает видение картины.

– Вы ведь главный режиссер Красноярского театра музыкальной комедии…

– Да, живу я в Москве, а работаю в Красноярске. Езжу в Сибирь на работу (смеется).

– Какие у вас ближайшие постановки и где?

– В Красноярске. Мы наметили «Мертвые души» Александра Пантыкина и Константина Рубинского – хочется порой чего-то для души, а не только для кассы. Несколько лет назад возобновили «Инкогнито из Петербурга» с новым составом. Так что темы Гоголя продолжаем...

Досье «Бумеранга». Николай Покотыло. Воспитанник Московского военно-музыкального училища, класс кларнета. В 2004 году окончил Российскую академию театрального искусства (ГИТИС), факультет музыкального театра. С 2003 по 2005 годы являлся режиссером Татарского государственного Театра оперы и балета им. Мусы Джалиля. С 2006 по 2008 годы работал художественным руководителем Музыкального театра Республики Карелия. В качестве приглашенного режиссера сотрудничал со многими театрами России и Украины. Как ассистент режиссера работал с Денисом Криефом (Франция), Верноном Маундом (Англия), Жанетт Астор (Канада). В настоящее время – главный режиссер Красноярского музыкального тетра.

Лилия Вишневская. Фото автора

http://bumerang.nsk.ru/news/interview/Nikolai+Pokotylo/