«ФИАЛКА МОНМАРТРА» С ТРЕТЬЕЙ ПОПЫТКИ
«ФИАЛКА МОНМАРТРА» С ТРЕТЬЕЙ ПОПЫТКИ

Дата публикации: 23 Декабря 2004

Ирина Ульянина. "Фиалка Монмартра" с третьей попытки. 

Коммерсантъ (Новосибирск) №240 от 23.12.2004, стр. 15

В ближайшие выходные новосибирский театр музыкальной комедии представит новый спектакль «Фиалка Монмартра» Имре Кальмана, который ставит главный режиссер Элеонора Титкова. Название этой классической оперетты войдет в репертуар театра уже в третий раз. Прежние новосибирские постановки оказывались маловыразительными, а сегодня в труппе, по мнению ее руководителей, появилось поколение солистов, способных исполнить главные партии достойно музыкального материала.

Великий венгерский композитор написал «Фиалку Монмартра» в расцвете славы и под влиянием своей последней любви - сбежавшей из революционной России уроженке Перми начинающей актрисе Вере Макинской. Несмотря на 30-летнюю разницу в возрасте, статистка откликнулась на чувство создателя популярнейших оперетт, вышла за него замуж, родила сына и двух дочерей. Имре Кальман отличался величайшей скромностью, тяготился шумным обществом. Вера, напротив, обожала балы и светские приемы, частенько собирала в доме гостей. Наблюдение за нравами богемы помогло композитору в создании нового произведения, сюжет которого возник из зарисовок французского писателя Анри Мюрже. «Фиалка - это ты!» - восхищался композитор Кальман красавицей-супругой.

Премьера «Фиалки Монмартра» прошла в Париже в 1931 году с невероятным успехом. В России оперетта была впервые поставлена уже в послевоенное время благодаря либретто, над которым работали сразу четверо авторов: актер, биограф и исследователь творчества Имре Кальмана Григорий Ярон, Татьяна Сикорская, Светлана Болотина и Иван Туманов. В Новосибирске название последнего шедевра «короля оперетты» появилось на афише театра музыкальной комедии в 1960 году. Впоследствии спектакль возобновили, но и второй вариант не стал событием из-за обедненных оркестровок, возрастного, фактурного и вокального несоответствия исполнителей партий.

Прежние малоудачные попытки заставили меломанов поверить в то, что поздняя «Фиалка Монмартра» сильно уступает предыдущим творениям Имре Кальмана - «Сильве», «Принцессе цирка», «Марице» и другим блистательным опереттам. Режиссер Элеонора Титкова подобного мнения не разделяет и готова его оспорить своей реабилитацией шедевра. Предстоящая премьера состоится в новой редакции. Над воссозданием партитуры поработал главный дирижер театра Эхтибар Ахмедов, сообщивший «Ъ», что музыкальный материал предстанет в полном объеме, благодаря чему спектакль будет сыгран в трех действиях по канонам классической оперетты. В качестве художника-постановщика вновь приглашена Татьяна Королева из Санкт-Петербурга, оформлявшая мюзикл «Мышеловка» и оперетту «Веселая вдова».

Главные партии режиссер Элеонора Титкова доверила в основном молодым, перспективным солистам, наличие которых и вдохновило ее на постановку. Все они будут выступать в нескольких составах, но, при этом, каждый исполнитель потенциально способен внести индивидуальные вокальные оттенки, придать своеобразную красочность образу. Рауля воплотят Алексей Милосердов и Андрей Алексеев из труппы оперного театра. Виолетту сыграют Яна Кованько и Марина Ахмедова, а обольстительную Нинон - Людмила Шаляпина, Светлана Склемина и Вероника Гришуленко, в исполнении которой и прозвучит хитовая песенка «Карамболина» в день первого показа «Фиалки Монмартра». Кроме того, публика вновь встретится с народными артистами РФ Ольгой Титковой, Александром Выскрибенцевым. В ролях завсегдатаев Монмартра - художников, музыкантов, танцовщиц и студентов - заняты артисты хора и балета. Массовые сцены с их участием, считает режиссер, очень важны для создания колорита французской столицы прошлого века.