ЛЕОНИД КИПНИС: «ТЕАТР — ВСЕГДА ЗЕРКАЛО ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ»
ЛЕОНИД КИПНИС: «ТЕАТР — ВСЕГДА ЗЕРКАЛО ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ»

Дата публикации: 1 Декабря 2011

Андрей Журавлев. Совет Директоров, декабрь 2011 г.

На вопросы журнала «Совет директоров Сибири» отвечает художественный руководитель, директор Новоси-бирского театра музыкальной комедии заслуженный артист России Леонид Михайлович Кипнис:

— Расскажите детально, когда и как начнется реконструкция театра, есть ли на это деньги, готов ли проект?

— Честно говоря, мне не хочется ни жить, ни работать в теремке. Мне кажется, что слово «теремок» несколько умаляет саму значимость нашего театра. Поэтому стоит подумать о том, что сам факт существования и функционирования театра такого формата и масштаба как Новосибирский театр музыкальной комедии в здании, напоминающем теремок, должен быть неприем-лем для Новосибирска. И, уверен, это не только мое мнение, но и мнение новоси-бирцев, зрителей, посещающих наш театр.

Разговоры о реконструкции нашего здания ведутся уже не один десяток лет. На это есть весомые причины. Изначально оно строилось как летний парковый кинотеатр со всеми вытекающими отсюда функциональными особенностями строения, в котором предполагалось демонстрировать кинофильмы под открытым небом: здание с большим залом, без крыши, без кровли, без вспомогательных помещений. Я не знаю, в чью светлую голову пришла мысль, что в Сибири должен быть летний парковый кинотеатр… Равно как и того, кто все-таки понял, что в условиях нашего климата лучше иметь крытое здание театра музыкальной комедии.

Как бы то ни было, но пятьдесят три года назад было принято решение о срочном переоборудовании кинотеатра в Центральном парке. Надо сказать, что в те годы все решения и принимались, и воплощались в жизнь достаточно оперативно, поэтому в сжатые сроки работы были выполнены. К сожалению, срочность строительства сыграла с нами злую шутку. Стены здания были выложены в полтора кирпича, фундамент оказался не капитальным, а ленточным. Это здание по всем законам вообще не должно было простоять целых пятьдесят три года! Предполагалось, что это будет промежуточный этап, временное пристанище молодого коллектива, предваряющее в скором будущем строительство нового, большого, современного театрального здания. Но, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное. И поэтому в этом временном здании бывшего летнего паркового кинотеатра мы до сих пор вынуждены жить и работать.

Правда, долгожданное решение о реконструкции здания принято нашими властями, и, прежде всего, губернатором Новосибирской области, Василием Алексеевичем Юрченко, который очень активно поддерживает позицию необходимости проектирования и строительства в Цент-ральном парке нового современного здания театра музыкальной комедии. Более того, реконструкция здания театра должна быть произведена в контексте полной реконструкции всего Центрального парка, который должен стать современной городской зоной отдыха. На данном этапе речь идет о создании эскизного проекта, учитывающего специфику театральной деятельности, устраивающего и меня, и новосибирцев, и артистов театра. Средства на создание эскизного проекта предусмотрены в бюджете области, но проекта как такового еще нет. Точные сроки начала реконструкции театра должны быть названы в следующем году.

— Те, кто хотя бы немного знаком с театральной жизнью, знают, что реконструкция театра, если она связана с временной потерей стационарной сцены и работой на чужих прокатных площадках, ведет к снижению творческого уровня спектаклей. Бывает и так, что молодые и способные актеры, не желающие ждать нового репертуара, уезжают в другие города. Вы не боитесь этого?

— Безусловно, боюсь. И поэтому основным условием реконструкции театра, является проведение ее в две очереди. Это значит, что наряду с существующим зданием театра, на первом этапе автономно от него, будет построен новый современный большой зал, в который труппа могла бы безболезненно перейти и начать работать в течение периода, пока будет идти реконструкция второй очереди театра. Вторая очередь предполагает строительство и малого зала, и вспомогательных помещений, и служебных помещений, и цехов. Таким образом, благодаря строительству в две очереди, не будет нарушен ни творческий процесс, ни благополучное существование труппы театра. При выполнении данного условия, мы избежим ситуации, когда коллектив театра в период реконструкции вынужден скитаться по площадкам городских и сельских ДК.

— Вы — директор и художественный руководитель театра. Сочетание редкое. С одной стороны, Вы все время «в дозоре» за качеством творческого продукта. С другой стороны, на Вас «висит» рас-пределение фонда заработной платы всех творческих и технических цехов, а их у вас немало — здесь и солисты, и хор, и оркестр, и балет, пошивочные и художественные мастерские. Кроме того, на Вас общая смета постановок и другие финансовые вопросы. Вам не трудно совмещать это на протяжении 16 лет?

— Шестнадцать лет назад, когда я пришел в театр, подобное сочетание директор — художественный руководитель было внове. Но, спустя некоторое время, в музыкальных театрах России все чаще директора стали принимать на себя руководство и художественной политикой театра. Это, я считаю, вполне обоснованный шаг и вполне объяснимое явление. Я уверен, что и административно-хозяйственная, и финансовая, и творческая деятельность такого конгломерата, как музыкальный театр в любом случае должны находиться в руках одного человека, лидера коллектива, который бы сам принимал решения и отвечал за их последствия. Сегодня очень многие из моих коллег — руководителей музыкальных театров из Кемерова, Иркутска, Хабаровска, Ростова и многих других городов официально совмещают две руководящие должности — директора и художественного руководителя. При этом совершенно не обязательно, что руководитель театра имеет специальное художественно-творческое образование. Стаж и опыт управления театром позволяют с достаточной степенью компетентности управ-лять не только хозяйственной, но и творческой деятельностью коллектива, которым он руководит. В этом отношении мне несколько проще, так как у меня все-таки есть специальное образование — факультет театроведения и аспирантура Ленинградского государственного института театра, музыки и кино, — которое мне помогает направлять творческий процесс нашего театра.

— В прошлом сезоне у Вас в театре прошли три «взрослые» премьеры (были и детские, но их в расчет брать не будем). Это мюзикл «Дуброffский», оперетта «Парижская жизнь» и музыкальная комедия «Тетка Чарлея», которая идет в театре с перерывами более тридцати лет и выдержала три постановки («Тетка Чарлея» — это сценическая версия телевизионного фильма «Здрав-ствуйте, я ваша тетя!». — АЖ). Неужели публика так полюбила эту в общем-то незамысловатую историю?

— Дело в том, что эту незамысловатую историю публика любит уже не только не первое десятилетие, но даже не первый век. Английский драматург Брандан Томас написал пьесу «Тетка Чарлея» еще в девятнадцатом веке. И с тех самых пор этот спектакль весьма успешно кочует по сценам театров всего мира. Наверное, в этом есть определенная причина, раз зрителям столько десятилетий нравится следить за похождениями героев пьесы. Сам сюжет неоднократно экранизировался. Всем известен российский фильм «Здравствуйте, я ваша тетя!», где снялись звезды российского кинематографа Александр Калягин, Армен Джигарханян, Михаил Козаков, Валентин Гафт. Кроме того, еще в 1941 году на экраны вышел американский фильм с тем же названием «Тетка Чарлея». Это лишний раз доказывает, что к истории, положенной в основу, в том числе, и нашего спектакля, интерес зрителей не угасает. Зрителю всегда любопытно смотреть за переодеваниями актеров, особенно, когда мужчина надевает женское платье. Двусмысленность ситуации становится для актера широким полем для сарказма. В любом случае — это комедия положений, которая всегда достаточно демократична, всегда привлекает в залы самую широкую аудиторию.

— Что, по Вашему мнению, угрожает театру оперетты сегодня? Не вашему конкретно, а театру оперетты в общероссийском масштабе?

— Этот вопрос, наверное, лучше было бы адресовать министру культуры. Ну а если конкретно, то я не могу сказать, что театру оперетты сегодня что-то угрожает, как ничто не угрожает театру оперы и балета, драматическому театру, и, вообще, любому театру. Театр просто призван потакать вкусам той или иной аудитории, и если он востребован этой аудиторией, то он и будет востребован всегда. Конечно, существуют некие объективные факторы — недостаточность финансирования, возможно, некие социальные причины, но называть их серьезной угрозой вряд ли допустимо.

Что касается содержательного аспекта творческой деятельности, то сегодня мы в театре в целом наблюдаем процесс синтеза жанров. Сегодня уже очень сложно увидеть оперетту в ее классическом облике. Театр уходит от «чистых жанров» в сторону симбиоза оперетты, мюзикла, оперы. Конечно, адепты классической оперетты могут усмотреть в этом угрозу для жанра как такового. Но я считаю, что это естественный процесс развития музыкального театра, реагирующего на современный культурный контекст. С этой точки зрения, синтез жанров в музыкальном театре можно расценить как стрем-ление к совершенствованию.

— Вы не боитесь засилья мюзиклов?

— Нет, не боюсь, как раз напротив, приветствую постановки мюзиклов в музыкальном театре. Но есть одно «но». К сожалению, не так много сейчас создается хороших качественных мюзиклов, органичных для постановки на российской сцене. Сейчас почему-то мюзиклом принято называть любой спектакль с музыкой. Само понятие мюзикла является настолько расплывчатым и неясным, что зачастую в афишах, в том числе и драматических театров, спектакли, в которых есть песни и танцы, преподносятся зрителю как мюзиклы, что в корне неверно. Ведь жанр мюзикла имеет свои собственные содержательные, драматургические и музыкальные свойства, строится по своим законам.

А вообще, я приветствую мюзикл и любые жанры, которые собирают публику, которые могут отвечать ее потребностям. И мюзикл — это тот жанр, который сегодня наиболее привлекателен для молодежи. И, так как мы стремимся работать не только для старшего поколения, то мы ставим, и будем продолжать ставить в нашем театре российские мюзиклы, в основу большинства из которых положены сюжеты классической российской литературы.

— Как влияет на театр сегодняшняя социальная ситуация? И может ли театр, в конкретном случае театр оперетты, как мечтал когда-то Станиславский, который, как известно, начинал свою еще актерскую карьеру в любительских спектаклях оперетты, изменить в лучшую сторону человеческие характеры посредством каких-то художественных усилий, изменить искусством отношение к миру, к человеку и к себе самому?

— Театр во все времена служил зеркалом действительности. Яркий пример тому — недавно поставленная в нашем театре оперетта Жака Оффенбаха «Парижская жизнь», в сюжете которой есть и остросоциальные, и политические мотивы. При этом, как демонстрируют постановщики спектакля и артисты, сюжет спектакля актуален не только для Франции позапрошлого века, но и для современной России.

А вопрос о том, насколько театр способен повлиять на человеческие характеры и судьбы, лучше всего адресовать нашим зрителям, для которых мы работаем, создаем новые спектакли, будь то современный мюзикл, классическая оперетта или демократичная музыкальная комедия.