ЕКАТЕРИНА ВАСИЛЁВА: «САМОЕ ГЛАВНОЕ В ЖИЗНИ – ВСЁ-ТАКИ ЛЮБОВЬ»
ЕКАТЕРИНА ВАСИЛЁВА: «САМОЕ ГЛАВНОЕ В ЖИЗНИ – ВСЁ-ТАКИ ЛЮБОВЬ»

Дата публикации: 18 Января 2018

Газета "Бумеранг". 

Екатерина Василёва: «Самое главное в жизни – всё-таки любовь»

18 Января 2018

Спектакль о любви и вечной молодости полнил репертуар Новосибирского музыкального театра В Новосибирском музыкальном театре прошли первые премьеры мюзикла Владимира Баскина «Средство Макропулоса». Новый спектакль посвящен теме бессмертия, которая на протяжении столетий является неиссякаемым источником вдохновения и размышлений о бренности жизни для художников, философов, писателей... В свое время к ней обратился и Карел Чапек. «Средство Макропулоса» – одна из самых известных комедий в творчестве чешского драматурга.

Бессмертный шедевр Чапека

Премьера первого спектакля состоялась в 1922 году в Праге, в городском театре на Краловых Виноградах, постановщиком был сам автор. В центре действия – актриса Эмилия Марти, обворожительная женщина, прекрасная певица, чье пение восхищает слушателей всего мира. Она богата, знаменита, окружена поклонниками, которые ее почти не интересуют. Впрочем, она равнодушна вообще ко всему, что происходит вокруг. Внезапно, без видимых причин Эмилия Марти проявляет интерес к столетней тяжбе из-за наследства барона Фердинанда Йозефа Пруса, письменное завещание которого не найдено. Постепенно обнаруживается, что Эмилия Марти знает невероятные подробности жизни людей, умерших много лет тому назад. А ее инициалы удивительным образом совпадают с первыми буквами имен нескольких дам, чья биография пересекается с линиями жизни ныне живущих персонажей. Отчего же столь свежи ее воспоминания о событиях давно минувших лет? Холодной красавице предстоит не только ответить на эти вопросы, но и принять непростое решение: продлить свое земное существование или уйти вслед за многочисленными мужьями и возлюбленными...

Эта история о секретном эликсире бессмертия прекрасно знакома российской публике по фильму-мюзиклу режиссера Евгения Гинзбурга «Рецепт ее молодости» с Людмилой Гурченко в главной роли, Олегом Борисовым и Александром Абдуловым. И вот спустя 35 лет известный петербургский композитор Владимир Баскин, которого новосибирская публика знает по мюзиклам «Сирано де Бержерак», «Одиссея капитана Блада», «Алиса в стране чудес», и поэт, драматург, литературный критик Константин Рубинский создали развернутое музыкально-драматическое произведение о любви, бессмертии, ценности человеческой жизни.

Казалось бы, столь серьезные философские вопросы по силам для осмысления лишь убеленным сединами метрам. Однако Новосибирский музыкальный театр пошел по иному пути. Над спектаклем работала команда молодых талантливых постановщиков, дебютантов этой сцены, во главе с Екатериной Василёвой. Роль Эмилии Марти в спектакле исполняют солистки Елизавета Дорофеева и Дарья Войналович. В спектакле также заняты: народный артист России Александр Выскрибенцев, Роман Ромашов, Александр Крюков, Михаил Полубоярцев, Никита Воробьев, Антон Лидман, Андрей Пашенцев, Вадим Кириченко, Андрей Алексеев, Евгения Огнева, Анна Ставская, Дмитрий Емельянов, Вячеслав Слаутин...

Театр – это живой организм, одна большая семья...

О работе над спектаклем, о героях и актерах молодой режиссер рассказывает охотно и весело.

– Екатерина, дело сделано – родился новый спектакль. С каким настроением вы уезжаете из Новосибирска?

– В приподнятом. Кроме того, что дело сделано в этом театре, премьера для меня – лучшее завершение года. А он был очень насыщенным! И я счастлива, что получился такой позитивный переход в новый 2018 год.

– Ожидаемая премьера, предновогодняя атмосфера. Тяжело давалась работа? Все находятся в предвкушении праздника…

– Знаете, когда ты месяц за месяцем, что называется, безвылазно находишься в театре – на разных сценах, по всей стране, ты теряешься во времени. Воскресенье или будний день, Старый год или новый, ты просто не осознаешь этого. Одна мысль: надо работать. И никуда от этого не деться – премьера назначена, и зритель ждет праздника! То же и у актеров. Все были в процессе и не думали о елке.

– Карел Чапек написал пьесу, нашему зрителю полюбилась экранизация Евгения Гинзбурга. Везде расставлены свои акценты... О чем получился ваш спектакль?

– Основная тема – это не бессмертие, а смысл жизни: зачем мы живем и для чего. Что является для человека важным и ценным? О наших желаниях и представлениях, о поддержке и взаимопонимании. Наш спектакль вскрывает проблему взаимоотношений. Героев одолевают эгоистические помыслы, они подвержены порокам и слабостям. Кто-то жаден до самозабвения, кто-то – бескорыстен. Люди есть люди: со своими пороками и слабостями, сильными чертами и победами над собой... Наконец, о том, что самое главное в жизни – всё-таки любовь.

– Какими чертами вы наделили главную героиню? На чем именно акцентировали внимание?

– Самое интересное, что Эмилия как личность раскрывается на протяжении всего спектакля. Человек, который прожил столько лет, естественно, многогранен, ведь он столько повидал на своем веку! Получив на руки материал, мне захотелось показать мою героиню с точки зрения человека смертного. Ее, настоящую, мы видим в самом конце, в финале спектакля! Задача состояла в том, чтобы найти актерские моменты, зацепки, благодаря которым пришло бы понимание, что, по сути, это глубоко несчастный человек. Женщина, страдающая на протяжении нескольких веков. Этот аспект был самым важным при работе над ролью.

– Как вам работалось с труппой нашего театра?

– Замечательно! Очень открытые ребята, доброжелательные, энергичные. Однако всегда есть нюансы, ведь театр – это живой организм. Одна большая семья, и, как в каждой семье, порой возникают недоразумения. Но я очень гибко подхожу к своей миссии режиссера, стараюсь сгладить шероховатости, найти подход к актерам, изучить их возможности – чтобы понимать, кому какие задачи ставить. Так что особых проблем не было.

– Прошли первые премьеры. Что скажете: всё удалось?

– Никогда не бываешь удовлетворен работой на 100%. Но если доволен собой на 80% – это уже успех (смеется). Пока, конечно же, не всё идеально. Но, я думаю, это тот спектакль, который будет совершенствоваться с каждым репертуарным прогоном, потому что ребята движутся в правильном направлении...

Я обожаю мюзиклы!

Накануне интервью с Екатериной я изучила ее биографию. И была весьма изумлена: как же случилось, что в балетной семье появился режиссер музыкального театра? «Вы своим выбором не разочаровали бабушку и дедушку? Они, наверное, мечтали вырастить из вас балерину», – задаю вопрос нашей гостье.

– Когда я была маленькая, мечтала стать балериной. Но бабушка с дедом сделали всё, чтобы я не пошла в балет (смеется). Они солисты Большого театра, знают все подводные течения и камни этой нечеловечески трудной профессии... А вообще, кроме этого единственного случая, в семье мне никто и никогда не навязывал своего мнения. В 9 классе я решила, что пойду учиться на режиссера музыкального театра. Даже записалась на курсы в ГИТИС, никому ничего не сказав. Только спустя полгода поставила всех перед фактом: буду режиссером, хочу ставить оперы. «Балетная» часть моей семьи отнеслась к такому решению весьма скептически: что это за режиссер в 16 лет? Я в школу пошла рано и так что к моменту поступления мне не исполнилось даже 17-ти. Но мама меня поддержала: она всегда поддерживала меня во всех моих начинаниях. Так что выбор это осознанный, и я ничуть не жалею, что поступила так, как подсказало мне мое сердце. Вообще, выбор профессии – очень важный момент. Ты не просто выбираешь профессию, ты выбираешь образ жизни на многие десятилетия. И очень важно, чтобы этот выбор совпадал с твоим ощущением мира, с его восприятием.

– Как вы представляли себе будущую профессию? Мюзиклов в те годы еще не было, да и оперетта теряла популярность...

– Я любила оперы и собиралась ставить оперы. В основном я этим сейчас и занимаюсь. Мюзикл – моя самая первая самостоятельная работа. Его я поставила Ставропольском оперном театре, когда училась на пятом курсе. После этого зареклась ставить мюзиклы (смеется). Ну не интересно! Понимаете, для оперы характерна сквозная драматургия, а для мюзикла – номерная структура: каждый номер нужно продумать до деталей. Учитывать множество факторов и нюансов данного жанра, в котором всё должно быть эффектно. Поэтому мюзикл я для себя отложила в «сундук», и согласилась взяться за эту постановку лишь потому, что очень понравился материал. В нем присутствует внутренняя драматургия, интересно выстроенная – по другим законам, нежели в опере. Но она есть, а значит, есть с чем работать. Для меня это очень важный фактор.

– Ну а в качестве зрителя – как относитесь к мюзиклам?

– Я обожаю мюзиклы! И не считаю их легким жанром. Был период, когда я их бесконечно пересматривала и коллекционировала. У меня было полное собрание всего, чего можно и чего нельзя (смеется). Я очень рада, что у меня случился такой «cashback», и я получила те эмоции от процесса, которые не удалось получить от постановки своего первого мюзикла.

 

– А вы бы хотели, чтобы средство Макропулоса реально существовало?

– Сегодня это абсолютно ненужный компонент, как мне кажется. Мы, кстати, на днях порассуждали на эту тему с актерами. А что было бы, если бы и вправду эликсир молодости существовал? И как бы мы жили 300 лет? Помните, что говорит героиня в финале пьесы? «Вы так близки ко всему. Для вас всё имеет определенную цену, потому что за ваш короткий век вы всем этим не успели насладиться...». Триста лет! Нужно периодически менять профессию, постоянно расставаться с любимыми, терять друзей, близких... Чтобы достойно прожить столько лет, нужно стать более гуманными, ведь в этой агрессивной среде за 300 лет мы уничтожим друг друга. Но если когда-нибудь человечество придет к созидательному существованию, тогда и можно будет изобретать средство Макропулоса!

Вдохнуть – и снова в бой!

С челябинским театром оперы и балета Екатерина сотрудничает уже три года. Поставила два спектакля: в июне 2015 «Орлеанскую деву» Чайковского, в октябре 2015 – «Фауст» Гуно. Как признается наша гостья, у нее сложились доверительные отношения с руководством, с труппой, коллективом. «Мне кажется, что и я хорошо изучила театр изнутри, и руководители поверили в меня. И когда директор театра Владимир Досаев предложил мне должность главного режиссера, я приняла это предложение», – рассказывает Екатерина.

«Главный режиссер необходим театру. Точнее, необходим творческий лидер – неважно, какую он занимает должность: главного режиссера, директора, музыкального руководителя или главного дирижера… Человек, который бы определял стратегию развития театра, творческую атмосферу, репертуарную политику. Без такого лидера любой театр начинает плыть по течению, а это приводит к печальным результатам...».

Режиссер-постановщик Екатерина Василёва

В 2014 и 2015 годах в Челябинском театре Екатерина Василёва поставила концертную и сценическую версия оперы «Фауст» Гуно, оперный спектакль «Жанна Д’Арк» Чайковского («Орлеанская дева»). В 2016-м – концертную версию «Аиды» Верди и концерт к 60-летию театра, который транслировался в прямом эфире по региональному ТВ, а также «Реквием» Дж. Верди. В ближайших планах – реставрация оперы Бородина «Князь Игорь», премьера оперы Доницетти «Дон Паскуале» и продолжение экспериментального молодежного проекта с московскими композиторами и драматургами. А летом в ее рабочем графике – постановка оперы «Дон Жуан» в Мангейме.

– С одной стороны, 2017 год для меня был счастливым, с другой – очень трудным в плане интенсивности работы. Сейчас я думаю: неужели можно выдохнуть? Но нет! Следующий год обещает быть очень насыщенным. Так что сейчас выдохну, потом вздохну – и снова в бой, – смеется наша гостья.

ДОСЬЕ «Бумеранга»

 

Екатерина Василёва родилась в 1988 в Москве. Внучка создателей и руководителей Государственного академического театра классического балета Натальи Касаткиной и Владимира Василёва. В 2010 с отличием окончила РАТИ по специальности «режиссер музыкального театра». Поставила более 20 спектаклей в ведущих оперных театрах России, в том числе в Московском академическом музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, «Новой опере», Камерном музыкальном театре имени Покровского.

Стипендиат Правительства РФ, номинант премии «Золотая Маска» в номинации «опера, работа режиссера» за постановку оперы Г. Фрида «Дневник Анны Франк» в Московском камерном музыкальном театре им. Покровского. Лауреат Премии газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Персона года» – «Молодое поколение». Лауреат V Московского фестиваля «Открытая сцена» – 2012 за лучшую режиссуру оперного спектакля («Ангел и Психотерапевт» Е. Подгайца).

С ноября 2016 года является главным режиссером Челябинского Академического Театра Оперы и Балета им. М.Глинки.

Лилия Вишневская. Фото автора