"ДОН ЖУАН. ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ": МЮЗИКЛ О "СЕВИЛЬСКОМ ОЗОРНИКЕ"
"ДОН ЖУАН. ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ": МЮЗИКЛ О "СЕВИЛЬСКОМ ОЗОРНИКЕ"

Дата публикации: 2 Июня 2006

Станислав Якушевич Сайт «Большой Новосибирск», июнь 2007 г.

В Новосибирском театре музыкальной комедии стало хорошей традицией закрывать очередной концертный сезон премьерой.

Вот и на этот раз в июньскую жару на сцене театра была представлена постановка Леонида Квинихидзе «Дон Жуан. Первая любовь». Зрителям было предложено зрелище яркое, масштабное, ориентированное на самые последние тенденции современного музыкального театра.

У нынешнего спектакля долгая и богатая предыстория. Пьесы известного советского драматурга Самуила Алешина с успехом шли на сценах театров в 60-70-е годы. Вот и вариация на знаменитую тему «наказанного развратника», под названием «Тогда в Севилье» тоже была тепло встречена зрителями. А особенно после того, как композитор Марк Самойлов, корифей советской оперетты, создал по мотивам пьесы музыкальный спектакль «Еще раз о Дон-Жуане или Тогда в Севилье». Любители оперетты, безусловно, помнят эту постановку, которая шла на сцене Новосибирского театра музыкальной комедии в конце 80-х.

И вот Леонид Квинихидзе, верный своей режиссерской идее - «реанимировать замечательные сюжеты в условиях современного театра, на новом уровне» - решил еще раз обратиться с материалу Алешина и Самойлова.

- Мы с Марком Самойловым пьесу внимательно еще раз перечитали, послушали и пришли к выводу: в таком виде ее ставить нельзя! Скучно, затянуто, слишком многозначительно, но сюжет симпатичный, поэтому мы решили сделать из музыкальной комедии мюзикл по «мотивам» и по «темам», - так вспоминает Леонид Квинихидзе начало работы над постановкой. Для новой работы (по собственному сценарию) Квинихидзе пригласил известного петербургского композитора и аранжировщика Сергея Ручинского. Тем более, что опыт удачного сотрудничества у них уже был: совместная постановка режиссера и композитора, также осуществленная на сцене Новосибирского театра музкомедии «Фигаро здесь!» была удостоена Национальной театральной премии «Золотая маска» за 2005 год в номинации «оперетта мюзикл).

Как не однократно подчеркивал Леонид Квинихидзе, «сегодняшний музыкальный театр - это очень трудно и очень затратно. Мюзикл не делают для бедных!»

Отсюда и повышенные требования, которые режиссер предъявлял ко всем: и творческому, и техническому составу спектакля. Сегодня настоящий мюзикл не возможен без качественного звука, без оригинальных и ярких костюмов, без цветовых эффектов.

«А талант актера, его пластичность, его творческая гибкость и способность к эксперименту - это сегодня уже не обсуждается! Это само собой разумеющееся!», - подчеркивает Леонид Квинихидзе. - Но на это способны не все актеры. Кому-то проще, привычнее работать в старой, «опереточной» эстетике. И в этом тоже была определенная трудность этой постановки».

Главное, как подчеркивал режиссер, «очень не хотелось, чтобы спектакль смотрелся, как из прошлого века».

И для этого Квинихидзе собрал большую команду профессионалов высочайшего класса, с которыми он сотрудничает уже не первый год.

Прежде всего это хореограф из Санкт-Петербурга Екатерина Ельфимова, которая создала блестящий балетный рисунок постановки, смешав испанские мотивы, прежде всего фламенко, с модер-танцем, джаз-танцем и другими современными хореографическими течениями. Самая серьезная работа было проведена с балетной труппой театра. Был даже объявлен дополнительный кастинг, в результате которого число танцовщиц пополнилось десятью юными красавицами.

«Это, вы знаете, внесло какую-то «свежую кровь» в театр, - призналась журналистам Екатерина Ельфимова. - И вообще, чего греха таить, я считаю, что на мюзикл должны ходить красивые мужчина, чтобы смотреть на красивых женщин!»

Сценография и костюмы доверили молодым художникам из Санкт-Петербурга Алексею Уланову и Яне Штокбант, который справились со своей задачей блистательно. Уланов разработал простую, но очень красочную и мобильную «планшетную» декорацию, с репродукциями полотен испанских художников и просто красочными «флористическими» мотивами. А Яна Штокбант, известная новосибирским зрителям по постановке «Фигаро здесь!», за которую, кстати, была номинирована на «Золотую маску», придумала для постановки около 150 (!) костюмов.

Можно еще долго перечислять всех, кто принимал участие в создании спектакля (а это и дирижер-постановщик, заслуженный артист РФ Эхтибар Ахмедов, и хормейстер, заслуженный артист РФ Татьяна Горбенко, и художник по свету Борис Михайлов), без которых мюзикл «Дон Жуан» не стал бы ярким завершением театрального сезона. Отметим в заключении, что все создатели спектакля проявили высочайшие профессиональные качества.

А что уж говорить об актерах! Утверждают, что исполнитель роли Командора молодой солист Роман Ромашов перед премьерой похудел на 5 килограмм: не потому, что этого требовал режиссер, а от напряжения!

«Это, кстати, может быть прекрасным рецептом для многих женщин. Хотите похудеть - участвуйте в спектаклях театра музыкальной комедии!» - пошутил перед премьерой директор театра, заслуженный артист России Леонид Кипнис.

Кроме шуток. Постановка потребовала от всех актеров максимальной отдачи. Очевидно, поэтому, полное представление о спектакле можно будет получить уже в новом сезона, когда «Дон Жуана» наберет «форму», пройдет «обкатку» на зрителе. А пока можно оценить только горячее желание артистов воплотить замысел режиссера.

Два премьерных вечера в театре были представлены спектакли, в которых играли актеры разных составов. Причем, как подчеркивает Леонид Квинихидзе, «у нас нет первого и второго составов. Можно сказать, что это получились два спектакля, которые в чем-то похожи, в чем-то - нет».

И, надо сказать, что сравнивать, скажем, Веронику Гришуленко и Александра Выскрибенцева (Дон Жуан и Флорестино) с более молодыми Елизаветой Дорофеевой и Денисом Немцовым, которые также воплощают на сцене образ испанского гранда и его слуги, не стоит. Разный актерский почерк, разный сценический опыт, разный темперамент. Не говоря уже про голоса! Но держатся и играют молодые солисты достойно, не менее артистично и профессионально, чем их более именитые коллеги, у которых за плечами, как ни крути, у каждого «Золотая Маска».

Своеобразным связующим звеном этих двух спектаклей стал молодой солист Роман Ромашов, недавний выпускник Новосибирской консерватории, для которого роль «дона Гонзело - Командора» стал первой большой ролью. Артист выдержал испытание с блеском, проведя оба спектакля на высоком уровне, с артистизмом и темпераментом. А от его роли много зависит в спектакле: в отличие от других историй про Дон Жуана, в этой версии фигура Командора - не статичный персонаж, а ключевой герой.

И это притом, что мужские партии (так уж сложилось) выглядят в спектакле менее выигрышно, чем женские. И если в партии Дона Жуана (Вероника Гришуленко и Елизавета Дорофеева) есть, где показать и вокальные данные, и женское обаяние, и актерский талант, то герои - мужчины в спектакле - тусклы и не интересны. Персонажи шаблонны, их реплики - дежурные фразы.

Исключение - дуэт Командора и Дона Жуана во втором действии, исполненный артистами по-разному, но одинаково симпатично, с глубоким чувством и обаянием.

Женские персонажи, в основном, решены в комедийном ключе, но с выдумкой и иронией. Дуэт сестричек Лючии (Анна Леляк) и Розитты (Яна Кованько) отлично сыгран, как своеобразная рэп-дуэль стервозных созданий, а Донна Анна (Марина Кокорева) и Донна Лаура (Светлана Склемина) предстают в образе героинь комичных, гротескных, этаких вполне «опереточных» красавиц.

Все солисты демонстрируют недюжинную танцевальную подготовку (безусловная заслуга хореографа Екатерины Ельфимовой). Есть, где показать и разные грани вокала, благо музыкальный материал этому способствует: Сергей Ручинский насытил партитуру Марка Самойлова мотивами джаза, латиноамериканской музыкой, рок - обработками, эстрадными мелодиями. Актеры купаются в этом музыкальном фонтане, стремясь показать все свои лучшие певческие способности.

Словом, Квинихидзе снова продолжает движение в сторону «богатого, яркого, дорогого музыкального спектакля», работая на стыке театра и постановочного шоу, стремясь максимально поглотить свое представление о том, что такое современный российский мюзикл.

И «Дон Жуан. Первая любовь» шаг на этом пути уверенный, осмысленный, нацеленный на долгий путь и длительную сценическую жизнь по разным театральным площадкам.

Хочется пожелать удачи на этом пути и актерам, и режиссеру и спектаклю!