Дата публикации: 5 Сентября 2016
Ушла из жизни заслуженная артистка России Ирэна Велланская (26.11.1928-05.09.2016).
Ирена Николаевна Велланская работала с первых дней открытия нового театрального коллектива, и долгие годы была одной из ведущих солисток театра музыкальной комедии, блестяще исполняя все заглавные партии классического репертуара. Коллектив Новосибирского театра музыкальной комедии выражает соболезнования родным и близким актрисы.
Творческий портрет Ирэны Николаевны запечатлен в книге Якова Файна о театре музыкальной комедии «СПИРАЛЬ ВОСХОЖДЕНИЯ: ВИТОК ПЯТИДЕСЯТЫЙ».
"Ирэна Велланская приехала в Новосибирск уже сложившейся примадонной театра оперетты. В таких случаях нередко возникает ситуация, вполне определяемая пословицей «Как пришел, так и ушел», потому что ощущение себя первой леди может вступить в конфликт (и не так уж редко действительно вступает) со стилем жизни и неписанным уставом нового коллектива, художественного руководства. Ну, и соперничества, со всеми его атрибутами, нельзя исключать. С И. Велланской этого не случилось – возможно, сказался климат творческого горения, в котором жил весь театр, того горения, в котором исчезали какие-то сиюминутные дрязги, неприятные коллизии – ведь их можно обнаружить в повседневности любого коллектива, не то, что театра. В И. Велланской все было гармонично и воспринималось неотделимо одно от другого: внешность – мы бы сказали, царственно горделивая, с едва заметным оттенком надменности, – голос, артистизм, пластика. Те, кто видел и слышал ее Нинон в «Фиалке Монмартра» с феерической «Карамболиной», не расстаются с этим впечатлением до сегодняшнего дня – а ведь с премьеры первого, дотлибовского спектакля прошло без малого 48 лет – четыре цикла восточного календаря. Да, в целом этот образ в оперетте, мягко говоря, мало привлекателен (в особенности его финал), и актриса не старалась ни скрыть духовное падение своей героини, ни, наоборот, утрировать его. Но – может быть, «виноват» в этом сам Кальман с его музыкой, – «Карамболина» сметала все остальные впечатления. Позднее, в «Севастопольском вальсе», перед актрисой встала подобная же коллизия: ее героиня, эстрадная актриса Нина Бирюзова (вот ведь совпадение имен!), человек неплохой, но духом не стойкий, совершает поступок, который строгая этика именует предательством, и слишком поздно понимает всю тяжесть его последствий для себя самой. И здесь актрисе удавалось избежать трафаретной заданности, заставить зрителя ощутить драматическую безысходность судьбы героини. Много позднее, переиграв практически все главные роли в спектаклях театра, еще сохраняя отличную вокальную форму, И. Велланская, в силу неизбежных возрастных обстоятельств, должна была перейти на роли иных амплуа – но и здесь она оставалась полноценной, творчески мыслящей актрисой".
Радио Музком