Булгаков, «Сплин», воздушная акробатика и Воланд-женщина на сцене музыкального театра
Булгаков, «Сплин», воздушная акробатика и Воланд-женщина на сцене музыкального театра
Дата публикации: 19 Июня 2019
Булгаков, «Сплин», воздушная акробатика и Воланд-женщина на сцене музыкального театра
«Мы не переиначиваем классику и относимся к авторскому слову с большим уважением»,— так выразил кредо Севастопольского драматического театра им. Луначарского главный режиссёр Григорий Алексеевич Лифанов. 18 июня севастопольцы впервые вступили на гостеприимную землю новосибирского Музыкального театра с гастрольным туром. Они привезли новосибирцам весь спектр оживших на сцене классиков: Чехова, Достоевского, Толстого и Булгакова. «Мастером и Маргаритой» последнего рисковые крымчане и открыли свой гастрольный тур. На спектакль, длившийся 3 часа 50 минут, все билеты были раскуплены уже за месяц вперёд. Публика собралась придирчивая — в основном фанаты: люди, читавшие книгу, любящие Булгакова, имеющие свой взгляд на то, какими должны быть Мастер и Маргарита. Таких людей не мог удовлетворить суррогат, новомодное субъективное прочтение или недопопытка скопировать оригинал. Но зачем менять то, что и так хорошо работает, севастопольцы просто дали зрителю то, что ему было нужно — поставили спектакль по-булгаковски. 400 страниц прозы полностью воплотились в четырёхчасовом спектакле. Режиссёр не играет со зрителями в поддавки и совсем не облегчает своим актёрам задачу: нужно, чтобы трамвай отрезал голову человеку — на сцену выезжает трамвай масштабом с настоящий и слуги Воланда перебрасывают голову; Маргарита должна лететь на бал нагая — и вот уже на наших глазах исполнительница главной роли подобно воздушной гимнастке совершает трюки в кольце обнажённая; у Булгакова на зрителей в Варьете сыпались деньги — во время спектакля деньги, как вы уже поняли, сыпались на нас. Для самых искушённых зрителей булгаковский стайл приправлен песнями «Сплина», которые Мастер в спектакле исполняет вживую, Кот-Бегемот и Коровьев показывают фокусы с исчезновением в лучших традициях Дэвида Копперфильда, Маргарита смотрит на своё собственное бездыханное тело, а нечисть сбегает на бал Сатаны явно с соседнего vogue бала. Но самым органичным режиссёрским решением по праву можно считать многоликого Воланда, роль которого исполняют сразу три актёра, один из которых женщина, и шутки про гендерные изменения здесь вовсе не при чём. Один из них вкрадчивый и молодой, второй уставший и умудрённый опытом, третья — властная и насмешливая, но все они одинаково опасны и одновременно милостивы.
Сегодня более шестисот человек уже убедились, что Булгакова можно и нужно не только читать, но и смотреть. А шанс убедиться, можно ли смотреть Островского («Доходное место» -19 июня), Толстого («Анна Каренина» - 20 июня), Достоевского («Дядюшкин сон» - 21 июня) и Чехова («#ТоДаСё» - 22 июня), ещё есть у всех желающих.
Лиза Чайкина
Фото Дарьи Жбановой.