БЕЛЫЙ. ПЕТЕРБУРГ

Мистерия в 2-х действиях

Автор:

Георгий Фиртич

Авторы либретто:

Константин Рубинский

Дата премьеры:

10 Сентября 2015

Возрастное ограничение:

16+

Продолжительность:

3 часа

Спектакль будет показан в рамках Фестиваля «Золотая Маска» в Новосибирске совместно с III Театральным фестивалем музыкальных проектов «Другие берега».


Премии «Золотая Маска» 2017 года – «Лучшая работа дирижера», «Лучшая мужская роль» (Виктор Кривонос). Номинации на Премию – «Лучший спектакль в оперетте/мюзикле», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа композитора», «Лучшая работа художника», «Лучшая мужская роль» (Владимир Садков), «Лучшая роль второго плана» (Игорь Шумаев).



Задумать мюзикл о Петербурге по огромному, толстенному роману классика символизма, виртуозно играющего со словом, – мысль, прямо скажем, не тривиальная. «Белый.Петербург» – спектакль длинного дыхания, большого замаха, непринужденной, бьющей через край фантазии, которая в принципе свойственна Геннадию Тростянецкому, но которая не менее мощно проявлена в партитуре Георгия Фиртича и либретто Константина Рубинского. Изобразительный ряд Олега Головко лаконичен – семь белых прямоугольных колонн, которые, сочетаясь с видеопроекциями, образуют то глухую стену, то столовую в доме Аблеухова, то кабинет Николая Аполлоновича. В основе строения спектакля – преувеличение, ирония, разъятие целого на части. Расползается на глазах Дворцовая площадь со ставшим бесконечным зданием Главного штаба, зловещей подковой выглядит мост над Зимней канавкой, летят, как в пропасть, искаженные крыши и дворы-колодцы Петербурга. Гротескная образность близка самой истории семейства Аблеуховых. Тревожен звук маятника старинных часов, тикает заведенный механизм бомбы в банке для сардин, грозя завершить не только жизнь одного дома, в котором малосимпатичный, вертлявый сын так и не смог убить малосимпатичного чиновника-отца, но целого мира. Потому что убивать – страшно.
Елена Третьякова, эксперт фестиваля «Золотая Маска»

На первый взгляд мысль превратить «Петербург» в мюзикл кажется экстравагантной. В самом деле: роман Андрея Белого – философский, символистский, целиком состоящий из всяких интеллектуальных и стилистических затей, и при чем тут театр с его имманентной телесностью? С другой стороны, как раз музыкальному театру этот текст близок. Музыка ведь все укрупняет, приподнимает, расширяет. Сохранена канва романа: имеется высокопоставленный чиновник сенатор Аблеухов, его жена сбежала с любовником, сын Николенька связался с террористами, те велят ему взорвать отца, сенатор уцелел, жена вернулась. Белый все это окутывает мороком: «Петербургские улицы обладают несомненнейшим свойством: превращают в тени прохожих; тени же петербургские улицы превращают в людей». А в спектакле – мистерии, по жанровому определению авторов, прибавлен, как говорится, широкий исторический фон. Спектакль держит упругий ритм благодаря музыке Георгия Фиртича в темпераментной интерпретации дирижера Андрея Алексеева. Фиртич стилизует все на свете: революционные песни, салон (блоковский романс аутентичен настолько, что кажется не стилизацией, а имитацией), фольклорные мотивы сменяют терпко–авангардные, приправленные всякими скрежетами, или, например, мелодия вырастает из тиканьячасового механизма бомбы, упрятанной в банку из-под сардин. На великосветском балугости в шикарных туалетах от Ирины Долговой отплясывают не что-нибудь, а галоп – по музыке и рок-н-ролл – по хореографии.

газета «Деловой Петербург»

В своем романе Белый попытался отразить шум своего противоречивого времени, вписав туда звуки улицы, голоса повседневности, широкий культурно-философский взгляд на судьбу Петербурга и России. Читая роман, написанный специфической ритмизованной прозой, периодически ловишь себя на ощущении, что смысл его будто улетучивается, как эфир, теряется, уносясь в шальном вихре куда-то в иные измерения. Автор словно нарочно сбивает читателя с рационального пути постижения сюжета в бездну иррационального наваждения.
В спектакле Театра музкомедии тоже много разного шума и безумия, прорвавшегося со страниц романа на сцену. Благодаря великолепному актерскому ансамблю, сложившемуся здесь за последние годы, спектакль позволяет понять, как опостылела этому театру диктатура формата. Как соскучился он по экспериментам, по вольным, «непричесанным» жанрам в духе мистерии-буфф.

газета «Санкт-петербургские Ведомости»


Фотографии

Постановщики

Режиссер-постановщик
Тростянецкий Геннадий
Дирижёр-постановщик
Алексеев Андрей
Балетмейстер-постановщик
Абайдулов Гали
Художник-постановщик
Головко Олег
Художник по костюмам
Долгова Ирина
Художник по свету
Солнцев Денис
Видеоинженер
Мокиенко Тимофей
Режиссер по пластике
Мансуров Павел
Хормейстеры
Нефедов Алексей, Такмаков Евгений
Ассистенты режиссера
Бельский Александр, Крылова София

Действующие лица и исполнители

Пётр Великий
Ярош Владимир
Аполлон Аполлонович Аблеухов, сенатор
Кривонос Виктор
Анна Петровна, супруга Аблеухова
Забродина Елена
Николенька Аблеухов
Садков Владимир
Фердыщенко, репортёр
Корытов Иван
Софья Петровна Лихутина
Лошакова Анастасия
Дама-экзальтаж
Кособуцкая Валентина
Боевики-революционеры
Штыков Алексей
Императрица
Лугова Светлана
Сталин
Вокуев Роман

Пресса

«ДРУГИЕ БЕРЕГА». ПАНОРАМА ЛУЧШИХ ПРОЕКТОВ.
  • АФИШУ форума, сосредоточившего свое внимание на самых ярких и неординарных постановках последних лет, составят спектакли-участники фестиваля «Золотая маска». Мистерии, легендарные мюзиклы, сказки и даже вестерны будут представлены зрителю с 28 сентября по 5 октября.

ИНТЕРВЬЮ С ЛЕОНИДОМ КИПНИСОМ. ТЕЛЕКАНАЛ «ОТС»
  • Художественный руководитель-директор театра Леонид Михайлович Кипнис рассказал в эфире телеканала ОТС о недавних гастролях театра в Севастополь, а также о грядущем масштабном фестивале музыкальных проектов "Другие берега". Ведущая Татьяна Никольская.
    10 июля 2019 года.