Виват, оперетта!
Виват, оперетта!

Дата публикации: 9 Февраля 2011

...Её любят и относятся к ней насмешливо снисходительно, боготворят и упрекают в архаичности, её возносят на вершину музыкального Олимпа и прочат ей скорую и неизбежную кончину. И при этом оперетта остается одним из самых востребованных жанров в музыкальном театре, занимая свое место в сердцах зрителей, честно отвоеванное в борьбе с оперой, мюзиклом и музыкальной комедией.

«Маленькая опера», острая социальная сатира, демократическое искусство для широких масс - вот то, что мы знаем об оперетте середины XIX века, - периода творчества ее основоположника француза Жака Оффенбаха. Следом появляются жемчужины жанра, известные всему миру, - «Летучая мышь» Иоганна Штрауса, «Веселая вдова» Франца Легара и, конечно, оперетты Имре Кальмана.


Что мы сегодня знаем об оперетте?

Как правило, это мелодрама. Местом действия оперетты избирается зачастую какая-то экзотическая или даже вовсе выдуманная страна, и одно лишь это позволяет артистам появляться в красочных и экстравагантных костюмах. Сценарий развивается в любом, даже самом неожиданном направлении. Героями оперетты часто становятся принцы и принцессы, а значит, перед зачарованным зрителем на сцене появляются мужчины в элегантных фраках или в отлично скроенной военной форме и дамы в праздничных бальных платьях. Встреча двух влюбленных, неизбежное препятствие, возникающее на их пути, и благополучное воссоединение в финале. Все счастливы, все поют и танцуют!

В самом слове «оперетта», легком и игривом, сказывается сам характер жанра, не такой строгий и академически-торжественный, как «опера», - этакая Жаннетта, Жоржета, Иветта! Иногда оперетту попрекают «развлекательностью», но разве это плохо - развлекательность, если за этим есть еще и другое - ум и сердце?

Уже на начальном этапе существования оперетта подвергалась жесточайшей критике. В известном фельетоне «Несколько слов касательно оперетты» Юлиан Тувим высказывается однозначно и категорично: «...старую идиотку оперетту надлежит прикончить. Даже помучить её перед смертью, чтобы впредь неповадно было». А оперетта жива и по сей день, такая нежизнеспособная и архаичная, но при этом желанная и неувядающая. И пока среди суровых реалий действительности будет востребована мелодрама, с неизбежным хэппи эндом, до той поры будут выходить на театральные подмостки Сильвы, Эдвины, Марицы и нести зрителям романтический мир, такой недосягаемый и столь прекрасный!

В концертной программе «Виват, оперетта!» собраны самые известные номера опереточной классики: романтическая ария Мистера Икс, блистательная «Карамболина», выходная ария Баринкая из оперетты «Цыганский барон», бравая гусарская песня из оперетты «Мистер Икс». И, конечно, прозвучит знаменитое «Без женщин жить нельзя на свете, нет!», ведь премьера концертной программы приурочена к празднованию самого желанного весеннего праздника!