Александр Выскрибенцев о тонкостях семейной экономики
Александр Выскрибенцев о тонкостях семейной экономики

Дата публикации: 27 Октября 2012

Ася Шумилова. Советская Сибирь, 27 октября 2012 г.

Экономика, планирование, бюджет — эти слова кажутся скучными и слишком прозаичными, когда речь идет о единении двух влюбленных сердец, для которых семья — целый мир, где живут счастье, любовь и удача. Однако тот, кто пренебрегает семейной прозой, рискует благополучием своей ячейки общества, делая былью известную фразу о том, что семейная лодка разбилась о быт.

Специалисты утверждают, что правильное планирование семейного бюджета во многом определяет отношения в семье, устраняя причины для скандалов, поэтому ежемесячно сводить дебит с кредитом весьма полезное занятие.

Каждая семья, как маленькая страна, живет по своим обычаям и законам, а начинается все традиционно — с истории любви.


«Я встретил девушку…»

Выскрибенцевы, как многие российские семьи, переживали периоды безденежья и материальной нестабильности. Но, подтверждая давнюю истину, что не в деньгах счастье, а во взаимопонимании и любви, никогда не боялись трудностей и из всех сложных ситуаций выходили достойно. Александр и Вера встретились без малого 40 лет назад. Симпатия, промелькнувшая между молодыми людьми, буквально, с первого взгляда, стала основой для их дальнейшей счастливой семейной жизни, где муж и жена умеют слушать друг друга.

— Александр Тимофеевич, как начиналась ваша история любви?

— Прелестная, юная девушка концертмейстер сидела за роялем в одном из кабинетов вокальной кафедры Новосибирской консерватории, когда я весь взволнованный, подтянутый, отглаженный пришел на урок к профессору Вениамину Арканову. Пел старательно, а сам краем глаза косился на незнакомку, понравилась она мне сразу, и, как выяснилось, на всю жизнь.

Верочка посещала все выступления команды КВН консерватории, которые проходили при полном аншлаге, наблюдая, как я в черном прозрачном трико и красных плавках, изображал из себя звезду балета. Я видел ее в зале и ощущал невероятное вдохновение.

— Как первым проявил инициативу, заговорил, ведь на уроках вы пели, значит, рот был занят?

— Конечно, мы перекидывались короткими фразами исключительно по делу, но однажды она, вдруг, пригласила меня на свой день рождения. Ей исполнялось 23 года, нежный возраст, хотя нам казалось, что мы взрослые люди. Пригласила, а я не пришел, постеснялся появиться в незнакомом обществе. Ведь она для меня олицетворяла образ воздушный, красоты неземной, а я кто? Технарь, делающий первые неуверенные шажки в искусстве.

Но Верочка все поняла и простила, хотя извинялся я довольно сбивчиво. Мы начали встречаться, часами гуляли по Центральному парку, держась за руки, я долго не решался ее поцеловать (смеется).

Летом во время каникул мы договорились поехать на море, вот тогда у нас появился первый частично общий бюджет.

— Студенты консерватории могли себе позволить вояж на юг!?

— О, нам удалось скопить небольшую сумму. Конечно, на студенческую стипендию далеко не уедешь, поэтому я в течение учебного года подрабатывал гардеробщиком в консерватории, грузчиком в аптеке №49, рабочим сцены в Большом зале консерватории.

Для поездки нужно было купить чемодан. Зашли в магазин — ассортимент огромный, на любой вкус и цвет, единственный вопрос — размер. Я говорю, если будем жить вместе, то берем большой, а если нет — маленький. Верочка кивает: «Большой». Вот так было решено, что мы поженимся… Кстати, судьбоносный чемодан до сих пор храниться на лоджии.


Семья — театр двух актёров

Цифра «31» для Александра Выскрибенцева является семейной реликвией. Он учился в консерватории по адресу: улица Советская, 31, жил в общежитии в комнате №31, Верочка снимала квартиру №31, а сын Антон в семье появился, когда родителям исполнилось по 31 году. Семейные будни Выскрибенцевых начались на 17 квадратных метрах в общежитии консерватории.

— Семейное гнездо обустраивали сообща?

— Хотелось сразу создать уют, поэтому предметы первой необходимости я мастерил собственноручно. Палас, по тем временам роскошь, мы привезли из Болгарии, расстелили и комната «заиграла». Конечно, средств на покупку дорогой дефицитной мебели у нас тогда не было, но Верочка так умело вела учет расходов и доходов, что средства в семейном кошельке копились по копеечке. Она по сей день конспектирует все в специальной тетрадке.

— У вас в семье общий бюджет — доходы хранятся в одной кучке?

— Да, конечно. Всеми денежными потоками распоряжается жена и у нее это отлично получается. Крупные покупки мы обсуждаем на семейном совете. Например, решение квартирного вопроса. После общежития нашим перевалочным пунктом была комната администратора театра музыкальной комедии. А затем двухкомнатная квартира на Романова, 35. Там я вновь взялся за пилу и молоток, сам делал шкафы-купе, полки, кровать — это ни с чем несравнимое удовольствие.

— Удовольствие или эффективная экономия денежных средств?

— И экономия тоже, ведь особенно шиковать было не на что. В труппу Новосибирского театра музыкальной комедии я пришел в 1979 году. Мне, молодому дарованию, назначили оклад 125 рублей. У нас как-то все очень удачно совпало — работа в театре, новая квартира, рождение сына. Тяжело, конечно, но у нас тогда было столько сил, энергии и азарта, что, казалось, можно горы свернуть.

Когда родился Антон, я с театром был на гастролях в Караганде. Получил телеграмму, вылетел в Новосибирск, посмотрел и вернулся обратно в Казахстан. Жене в подарок привез золотую цепочку с кулоном, она ее до сих пор бережет, как память.

Сын с пеленок проявил настоящий мужской характер, не доставляя нам особых хлопот. У нас не было нянек-бабок, поэтому мы передавали его друг другу, как эстафетную палочку. Верочка утром убегала на работу в консерваторию, возвращалась, тогда я уходил на репетицию или на спектакль.

— Почему Антон не выбрал актерскую профессию, не продолжил династию?

— Он пел и танцевал еще ребенком. Рос за кулисами, знал весь мой репертуар. Зайдем с ним в магазин, а он, к восторгу проходящих мимо покупателей, запевает: «Не верьте девочки мужчинам…»/

Антон закончил НАРХОЗ, стал системным аналитиком, создает компьютерные программы. Я сыном доволен, за него спокоен.


Маленький «Маэстро» большого артиста

По мнению Александра Тимофеевича, главная прелесть брака заключается в том, что в трудные минуты любящие люди поддерживают друг друга. Так проверяется крепость семейных уз. Именно взаимное понимание, уважение и поддержка помогла семье Выскрибенцевых пережить 90-е годы.

— Все семейные пары, с которыми мне доводилось общаться, с ужасом вспоминают события двадцатилетней давности, талоны на продукты, повальные сокращения, безденежье, безнадежность. Как ваш семейный корабль выплыл из этого омута?

— Я в то время уже получил звание «Заслуженный артист России» (1988 год), приобрел известность, даже на улице начали узнавать. Пользуясь популярностью (смеется), я начал «заколачивать» деньги за порогом театра, но при этом никогда не позволял себе работать на сцене, спустя рукава, ведь моя занятость в репертуарных спектаклях в те годы была колоссальной.

Чтобы восстановить в памяти основы экономики, я закончил «Школу делового человека», получив два диплома — бухгалтер и руководитель малого предприятия. Открыл свое дело, назвал его звучно «Маэстро». Однако, окунувшись в секреты ведения бухгалтерии, быстро понял — не мое это занятие. Нельзя в этой среде играть по-честному, а врать я не привык.

— Жена поддерживала все ваши начинания?

— У нас никогда не было разногласий, как будто мозг один на двоих. Верочка умела слушать, давала советы, но деликатно, без отторжения. Она даже в «Школе делового человека» училась вместе со мной, несмотря на то, что от ведения бухгалтерии была очень далека. В общем, я генерировал идеи без риска того, что жена не поймет и не поддержит.

Когда план «Маэстро» провалился, мы с Верочкой создали семейную концертную группу, благо, что это было совсем не сложно. Она играла, я пел. Составили концертную программу и выступали на небольших площадках.

Кроме того, я пробовал себя в качестве организатора концертов, вечеринок, которые сейчас называются корпоративами. Ночами писал, пользующиеся спросом, сценарии, получал определенный доход. Энергии было много, поэтому усталости, практически, не чувствовал. Еще и в консерватории преподавал, а при театре музыкальной комедии открыл студию пластики.


Плата за народную любовь

— В 1998 году вы получили звание «Народного артиста России», велика ли надбавка за народную любовь?

— Не могу точно сказать, потому что зарплата тогда исчислялась в разных купюрах (миллионы, тысячи). Такая была денежная круговерть, что просто не помню. Сейчас доплата за звание к основной ставке, которая начисляется согласно контракту, составляет очень скромную сумму, зато есть привилегии при начислении пенсии. Кроме того, можно получить корочки «Ветеран труда», со всеми вытекающими оттуда льготами.

— Основная статья расходов вашей семьи на сегодняшний день?

— Мы все вкладываем в обустройство быта и в здоровье. Может быть я не прав, но считаю, что копить финансы на банковской карте в нашей стране не безопасно, сколько раз народ «прогорал», ведь мы живем во времена непредсказуемые. Но, несмотря на все жизненные катаклизмы, я счастлив и удачлив в своей семейной жизни и творчестве, просто хронически счастлив!