ФИЛИПП РАЗЕНКОВ: «ЭТОТ СПЕКТАКЛЬ НЕ ПРО АМЕРИКУ. ОН ПРО НАС С ВАМИ...»
ФИЛИПП РАЗЕНКОВ: «ЭТОТ СПЕКТАКЛЬ НЕ ПРО АМЕРИКУ. ОН ПРО НАС С ВАМИ...»

Дата публикации: 26 Июня 2019

Еженедельная газета "Бумеранг"
19.06.2019
Филипп Разенков: «Этот спектакль не про Америку. Он про нас с вами...»

Дикий Запад прошлого века: салуны, ковбои, шерифы, коварные красавицы и даже взятый с поличным поросенок... В Новосибирском музыкальном театре показали мюзикл-вестерн. Да-да, именно как western-musical определен жанр нового спектакля! А это значит, что зрителей ожидают нешуточные коллизии, оригинальные повороты сюжета, колоритные диалоги и ошеломляющие развязки.


«Отпетые мошенники» в Новосибирске

13 и 14 июня Музком порадовал театральную публику столицы Сибири новым спектаклем. Мюзикл Максима Дунаевского «Отпетые мошенники» новосибирцам подарил режиссер Филипп Разенков, недавно получивший Премию Российского Национального театрального фестиваля «Золотая Маска» за постановку спектакля «Римские каникулы». Драматург Константин Рубинский специально для новосибирской премьеры написал новую пьесу по мотивам известных новелл О.Генри из сборника «Благородные жулики», впервые изданных в 1908 году в Нью-Йорке. Популярные короткие рассказы американского писателя представляют собой нечто вроде юмористической энциклопедии американской жизни начала XX века. Отправной точкой для создания спектакля послужила музыка к трехсерийному фильму «Трест, который лопнул» с участием Николая Караченцова и других звезд советского кино. Именно в этом фильме впервые прозвучали знаменитые хиты Дунаевского «Три кита», «Вакханалия азарта», «Огни большого города».

На премьерных спектаклях, как всегда, аншлаг. Посмотреть свой вестерн-мюзикл в Новосибирск приехал даже Максим Дунаевский – автор музыки к фильмам «L’Артаньян и три мушкетера», «Карнавал», «Мэри Поппинс, до свидания!».

В новом спектакле занята практически вся мужская половина труппы театра. Роли благородных жуликов Джеффа Питерса и Энди Таккера исполняют народный артист России Александр Выскрибенцев, Роман Ромашов, Евгений Дудник, Александр Крюков. Впервые большие роли с текстом получили артисты балета Никита Карев и Игорь Сырчиков – они создают образ колоритного бродяги Саймона.

Над пластической партитурой спектакля работала известный московский хореограф Татьяна Безменова. Воссозданием на сцене условного американского колорита начала XX века занималась художник Елена Вершинина. Ее оригинальные работы знакомы новосибирцам по премьерным спектаклям «Ночь в Венеции» и «Мэри Поппинс». Дирижер-постановщик спектакля – лауреат премии «Золотая Маска» Александр Новиков.

Этой премьерой Новосибирский музыкальный театр завершил 60-й юбилейный театральный сезон. Торжественная церемония закрытия состоялась 14 июня на Центральном крыльце театра.

«Есть театр и есть зритель, и именно для него ты делаешь свою работу. Не служишь в храме искусства, как некоторые из тщеславия утверждают, а выполняешь свою работу. И нужно делать это достойно и профессионально. Не себя любимого показать на сцене, а рассказать историю. Иначе театр превращается в бессмысленный аттракцион. Если и есть в театре служение, то оно заключается в том, чтобы сохранять и доносить смыслы, заложенные авторами. Театр должен двигаться в сторону духовного воспитания...».

Режиссер-постановщик Филипп Разенков

«Нам всем не хватает человеколюбия»

Перед прьемьерными показами нам удалось встретиться с режиссером-постановщиком спектакля. Филипп Разенков рассказал о том, как рождался новый мюзикл, признался, что в Уфе его ревнуют к Новосибирску, и намекнул, что следующей его работой в Музкоме будет нечто совершенно необычное...

– Филипп, все три ваши работы – «Безымянная звезда», «Римские каникулы» и «Отпетые мошенники» – сделаны по мотивам кинофильмов. С чем это связано?

– Поверьте: чистая случайность! Хотя, если задуматься, ничего не бывает случайного (смеется). Кстати, в этот раз мы долго не могли определиться с материалом для постановки. К счастью, в Екатеринбурге, на юбилее Свердловского музыкального театра, встретились с Максимом Дунаевским, который обмолвился, что у него есть музыка на эту тему. Речь шла о фильме «Трест, который лопнул». Леонид Михайлович (Кипнис – прим. авт.) прислал мне диски, я их прослушал. Музыка мне понравилась. В отличие от фильма. И пошло-поехало. Так на свет родились «Отпетые мошенники».

– А кто придумал название мюзиклу?

– Снова-таки Леонид Михайлович. Но не потому, что он фанат известной поп-группы. Просто «Трест, который лопнул» звучит архаично и непривлекательно. Зато «Отпетые мошенники» очень точно передают суть спектакля. Да и мошенники у нас получились отпетыми во всех смыслах: неисправимыми, авантюрными, поющими.

– И все они вам глубоко симпатичны. Хотя среди них нет ни одного положительного...

– Симпатичны, потому что на самом деле они хорошие люди. В принципе, по своей природе, все люди – хорошие. Добро и зло уживаются в каждом из нас. Только, осознавая эту истину, нужно пытаться направлять свою энергию в созидательное русло. А что касается положительного персонажа, один всё-таки есть! Бродяга Саймон – бомж, который при всём своем пагубном образе жизни не теряет человеческого лица. Вспомните, было время, когда бомжом мог стать любой, даже образованный, человек. В перестроечный период человек в один момент мог потерять всё – работу, семью, дом... И, не справившись с психологической проблемой, опускался до низов. Поэтому важно помнить: если человек занимает низкое социальное положение, это вовсе не означает, что он плохой. Мне кажется, нам всем сегодня не хватает человеколюбия, не хватает желания помочь ближнему. Так что этот спектакль не про Америку. Он про нас с вами.

«Этот спектакль – моя болевая точка. Мы постарались донести мысль о том, что в каждом из нас есть и добро, и зло. И каждый человек сам способен понять, что для него важнее и каким он все-таки хочет быть. И каждый способен вернуться на правильный путь, если он с него сбился. Это очень правильная, как мне кажется, тема...».

Режиссер-постановщик Филипп Разенков

– А что означает сценка с поросячьим демоном и ангелом?

– Это очень интересная, как мне кажется, находка. Поскольку история – о поросенке, мы решили ее немножко усилить, добавив изрядную долю юмора. Ведь одна из важных тем спектакля – пристрастие всех героев к алкоголю. Что для нашей страны тоже весьма актуально. А поскольку пьяного человека, которому может привидеться всё что угодно, частенько сравнивают со свиньей, мы и решили ввести двух незабываемых персонажей. Вот так и получилось, что ангел и демон-искуситель являются Саймону в поросячьем виде.

– Кроме свинок «высшего ранга», какие еще придумки – ваши?

– Получив первоисточник в виде музыки к фильму, мы с драматургом Константином Рубинским еще раз посмотрели сам фильм, перечитали практически всего О.Генри. И... решили всё сделать иначе! Каждый составил свой список новелл. Долго обсуждали – что оставляем, что убираем. Наконец определились с рассказами, которые должны были составить основу будущего спектакля. В итоге Константин написал абсолютно новую пьесу, переделал слова в песнях там, где их понадобилось изменить. По сути у нас получились фантазии на тему О.Генри. Если вы перечитаете новеллы этого писателя, очень многих вещей, которые есть в нашем спектакле, у него не найдете. Мы, отталкиваясь от О. Генри, реализовывали собственные идеи.

– Какие именно новеллы легли в основу мюзикла?

– Их несколько: «Супружество как точная наука», «Возрождение Каллиопы», «Поросячья этика», истории о Джимми Валентайне – взломщике сейфов... Наш спектакль – это вовсе не сценическая версия известного кинофильма. Вот и в этой новелле взломщиком сейфов у нас оказалась красавица-мексиканка. Мы достаточно вольно обходились с первоисточниками. Ну а что в итоге получилось, пусть расскажет зритель.

– Необычен не только жанр – вестерн-мюзикл. Но и сама сценическая подача материала. В чем же особенность постановочного процесса?

– Прежде всего, в том, что в спектакле задействован практически весь актерский состав театра. Я прекрасно знаю вашу труппу, и мне давно хотелось вывести всех актеров на сцену. Конечно, мы понимали, что в какой-то степени это – авантюра, но отказать себе в удовольствии не могли. А потом начались проблемы. Вроде бы каждый из актеров проводит не так много времени на сцене, а в итоге оказывается, что и первый, и второй акт длится более двух часов! Пришлось серьезно урезать сцены. Но как сделать, чтобы при сокращении не потерялся смысл повествования? Как в определенные временные рамки спектакля вместить все истории – чтобы они не были скомканными, чтобы успели раскрыться? С другой стороны, хотелось, чтобы самих историй было как можно больше... В итоге оставили шесть – по три в каждом акте. Трудно пришлось и актерам: у них нет было времени на раскачку, а значит – и права на ошибку. Надо отметить, труппа оказалась в сложных условиях. С одной стороны – идет подготовка к крымским гастролям, с другой – очень насыщенный текущий репертуар. Кроме того, конец сезона, после «Золотой Маски» все уставшие... Но работали с огромным удовольствием! Помогла и тема, которую приятно и интересно было играть. Когда всё про любовь да романтику – это наскучивает. А нам удалось сделать хоть и про любовь, но совсем про иную.

– Спектакль играется двумя составами. Значит ли это, что каждый раз «Отпетые мошенники» будут звучать по-разному?

– Составы еще не сформированы. Я их мешаю, но окончательного решения пока не принял. Обсуждаем этот вопрос с руководством театра. Потому что у Леонида Михайловича на этот счет свои соображения, у нас – свои. Конечно, общий рисунок единый, но у каждого артиста в отдельности есть свои находки. Они и позволяют спектаклю звучать по-разному. И это здорово.

– В нашем театре творческий сезон подходит к концу. А что у вас впереди – отдых или работа?

– Всё-таки работа. Сейчас я вылетаю в Уфу – за три недели мне нужно выпустить «Дон Жуана». Еще не знаю, как это сделать, но сделать надо. Мой театр меня уже ревнует к вам. Потому что в очередной раз все свои силы я бросил в Новосибирск. Так что, придется серьезно поработать...

– Ведутся ли переговоры о ваших следующих постановках в Музкоме?

– Скажу по секрету – ведутся. У нас есть соображения по одному интересному проекту. Но пока нет разрешения от авторов, озвучить название я не могу. Если же всё получится, мы шагнем на следующую ступень. Это будет нечто совсем необычное...

ДОСЬЕ «БУМЕРАНГА»

Филипп Разенков. Окончил ГИТИС по специальности «режиссер музыкального театра», мастерская Д. Бертмана. В 2008-2011 гг. – помощник режиссера в театре «Новая опера». В 2010-м участвовал в лаборатории СТД для режиссеров музыкального театра «Сибирская лестница. Молодая режиссура ХХI века» в Красноярске. В 2012-2013 гг. – режиссер и актер Северо-Осетинского театра оперы и балета.

С 2013 по 2016 г. – главный режиссер Театра оперы и балета Удмуртии (Ижевск). Постановки: «Аида» (Дж. Верди), «Amore. Vendetta. Morte» (по произведениям итальянских композиторов), «Евгений Онегин» (П. Чайковский), «На Тихорецкую состав отправится» (по произведениям М. Таривердиева), «Летучий корабль» (М. Дунаевский). Обладатель премии «Человек города-2015».

Стажировался в Большом театре Варшавы, работал в качестве ассистента режиссера на постановке оперы «Дьяволы из Лудена» К. Пендерецкого. Участник Лаборатории театра «Royal Court» в Лондоне, лауреат международного конкурса молодых оперных режиссёров «Нано-опера».

Филипп Разенков приехал в Уфу в 2017 году из Ижевска, здесь поставил «Орлеанскую деву» Чайковского и «Царскую невесту» Римского-Корсакова. В данный момент приступает к работе над спектаклем «Дон Жуан» по опере Моцарта.

Его постановки в Мариинском театре, в Северо-Осетинском театре оперы и балета, в Театре оперы и балета Республики Коми и Красноярском музыкальном театре имели огромный успех. Новосибирским зрителям он известен по спектаклям: «Безымянная звезда» А. Шевцова, «Римские каникулы» А. Кротова и «Отпетые мошенники» М. Дунаевского.

Лилия Вишневская. Фото автора и Дарьи Жбановой