АЛЕКСАНДР ВЫСКРИБЕНЦЕВ И ДЕВОЧКИ-ЭМАНСИПЕ
АЛЕКСАНДР ВЫСКРИБЕНЦЕВ И ДЕВОЧКИ-ЭМАНСИПЕ

Дата публикации: 29 Декабря 2000

Татьяна Коньякова "Вечерний Новосибирск", 29 декабря 2000

Молодежная студия при Театре музкомедии под руководством Александра Выскрибенцева существует пять лет. Недавно студийцы явили на суд строгого зрителя свой новый спектакль «Девочки-эмансипе».


Дед Мороз в шортах

Экстравагантного Деда Мороза в шортах, заявленного еще с самого начала спектакля, ждали с нетерпением. Но он так и не появился. Точнее, появился, но не в шортах, а в своем традиционном дедморозовском «прикиде». Когда Выскрибенцев вышел на сцену запакованным до пят, ждали стриптиза. Но стриптиза не было. Как же так, спросили мы у Александра, где обещанные шорты?

- Для полного счастья всегда должно не хватать пустячка. Думаю, шорты - лишнее. Зачем иллюстрация? Пусть останется только словесный парадокс. Молодые любят эти парадоксы.


Клубный танец, любимый и гонимый

Создавая студию, он разложил карты так:

- В театре есть все: оперно подготовленные люди, хор, балет. Свободна только одна ниша - пластика и спектакли современнейшего характера. Что касается пластики - на сцену должен был выйти его величество клубный танец и заговорить с молодежью на ее «сленге», языке, ей наиболее знакомом и понятном.

- Серьезность того, что происходит, возможно, ощущаю только я. У многих подобная стилистика вызывает отторжение, есть мнение, что выводить такое на сцену вообще нельзя - это должно быть только в клубах. А канкан откуда появился? Его тоже когда-то только в варьете танцевали...

Для тех, кто не видел спектаклей студии, скажем, что выбранное ею направление чем-то сродни поискам «Тодеса», признаного лидера в этой пластике. Кстати, наши девчонки тоже танцуют в наколенниках, которые, оказывается, используют не только как элемент молодежного стиля, но и как вещь, незаменимую с точки зрения страховки:

- Пластика с использованием наколенников предохраняет в самом настоящем смысле, - говорит Выскрибенцев. - Попробуйте на нашей сцене упасть - занозы и синяки...

Основу клубного танца его «девчоночки» (как он их любовно называет) знают - не раз с удовольствием «отвязывались» в клубах и на дискотеках. Кое-что подсказывает им он:

- Стараюсь движенческие достижения по ТВ или на танцевальной площадке улавливать...

Танцевать, двигаться девчонки любят до безумия. Гораздо больше, чем разыгрывать какие-то драматические сценки, без которых тоже не обойтись:

- Если я перебрал по времени в сторону своих режиссерских дел, оставил им мало времени на танцы, тут же начинается: «А потанцевать?..»

Ему это очень знакомо. Сам такой. Когда однажды Выскрибенцева спросили, часто ли он бывает счастлив, не сомневаясь, ответил: «В основном, когда двигаюсь»:

- Движение в конкретном воплощении приносит много удовольствия. Мы больше, чем кто-либо в жизни, это удовольствие получаем. Есть условия, есть зальчик, есть эксперимент.


«Девчоночки»

Девчонок в студию он набирал, как говорится, с остановки. Пришли по объявлению, принял всех желающих. Удержались не все. Девчонки вообще народ ненадежный: то замуж выйдут, то в вуз поступят, то влюбятся - и станет не до танцев. Но постоянный костяк остается, на них все и держится.

О том, что в студии должны танцевать исключительно непрофессионалы, для него было очевидно с самого начала. Профессионалы - пленники школы. Бессмысленно заставлять их, всю жизнь культивировавших пластику в классическом направлении, ломаться в ненавистных па. Органики все равно не будет.

- «Девчоночки» у меня развивались поэтапно, - говорит он. - Сначала они были у меня «животненькими». Такая замечательная идея бабахнула, и я превратил всех в кошек (спектакль «Любовь и кошки»). И таким образом они раскрепощались на сцене...

- Теперь главное, чтобы не распустились, - смеется Александр. - Я за этим очень слежу.

С девчонками он сам перевоспитался:

- Укротил свой характер...

И вообще пытается создать в студии атмосферу:

- Чтобы было лето в отношениях, чтобы встречи были в удовольствие. Это наш клуб, где все начинается с поцелуев. Они встречаются, радуются. Опаздывают (настолько, насколько им позволяет совесть). Я очень благодарен руководству театра, что на меня не давят, не требуют немедленного результата или стопроцентной явки. И я на них не давлю.


Мальчишки

- Их очень мало. Большой дефицит. Так было всегда. Знаю, потому что сам прошел через самодеятельную студию, когда был мальчишкой. Сбежал из балетной студии потому, что там были одни девчонки, и мне было стыдно среди них.

- Потом вернулся, - продолжает Выскрибенцев, - когда полюбил девочку. Сказала, занимается балетом. Пришел, ее нет. Но на всю жизнь там остался и так благодарен тому обману. Столько удовольствия этой пластикой в своей жизни получил и получаю

Мальчишки часто приходят в его студию из любопытства.

- Им интересно, как движутся эти девчонки, какие они очаровательные, пластичные, эротичные... Мне этого не надо, мне надо, чтобы они приходили танцевать, работать. А черновой длительной работы парни не любят. - Им нужен быстрый успех, и надо выстраивать сценарий так, чтобы пришедший каждый день был стимулирован выходом на сцену...

Когда в студию приходят новички, там такое начинается:

- В зале такие токи возникают. Все начинают выступать, и они начинают показывать, какие они крутые. Это прелестная игра, но дисциплина тут же рушится...

В связи с мужским дефицитом он уговорил участвовать в спектакле сына. Антону Выскрибенцеву не танцевать грех, занимается этим, можно сказать, с самого рождения:

- Сказал, сын, ты должен быть в спектакле. Он не очень хотел. А когда все склеилось, когда почувствовал успех... После первой премьеры в коридоре их буквально вжали в стену, раздавили, разорвали, растащили...


Шампанское без алкоголя и кайф без шприцев

- Никогда не думал, что придется ставить танцы, не мог представить, что буду делать сценографию, писать пьесу... Но все это к спектаклю делать пришлось.

Сценографию просчитал на домашнем компьютере. Что касается пьесы:

- «Ромео и Джульетту» мы поставить не можем, это я твердо знаю. Кромсать классику я не могу, а в нашем случае это обязательно пришлось бы делать, потому что девчоночки очень молоды. Пришлось все самому...

Так родилась пьеса об эмансипированных девчонках и мальчишках, их проблемах и клубе, где в отношениях царит вечное лето (то самое, о котором так мечтает Выскрибенцев для своих студийцев). Есть во всем этом некоторая экзальтированность и неисправимый романтизм, которые явно отличают создателя. Но все вполне в рамках жанра:

- Как сделать, чтобы остаться правдивыми, не совсем выхолощенными и чтобы не было ни грамма пошлости? - размышляет Выскрибенцев. - «Молодняк» начинает уже в четырнадцать колоться, пить... А я хочу, чтобы они посмотрели, как можно радостно жить и без этого. Безалкогольное шампанское! Рядом шприцы валяются, а мы предлагаем им нашу «планету-вечное лето» - кайф без шприцев...

- А как они умеют веселиться, - продолжает Александр «сагу о студийцах», - как они умеют это делать! Потому что от природы мы все свободны... Они рождены для радости, и я создал клуб радости. Это главная идея. Хочу, чтобы у молодежи была свобода. Но чтобы была и ответственность. Молодежный эгоизм не позволяет анализировать поступки и решения. Одно желание - и все. А в спектакле я старался показать и оборотную сторону. И вторая тема - я бы хотел, чтобы в армии служили победители, в армии должны быть умницы и желающие там служить. Идея свободы и идея принимать решения за себя - не пойду в армию, пока не увижу Деда Мороза в шортах... Это главное. Таким простеньким путем мы высказываем путинскую идею создания профессиональной армии, если разобраться...


Рекорд для Книги Гиннесса

- Денег на спектакль практически не было, - честно признается Александр. - Решили так: на сколько финансов хватит, такой спектакль и выпустим.

Костюмы разработала молодая художница Аня Сорокина. Для пошива нашли надомниц. Получилось задешево и очень даже ничего.

- Истратили, никто не поверит, тысячу четыреста рублей на все 30 костюмчиков. Могли бы войти в Книгу рекордов Гиннесса по дешевизне. К сожалению, конечно. Но проблем материальных, я повторяю, быть не должно... Иначе руки опустятся.


* * *

Спектакль еще только выпущен, а неугомонный Александр Тимофеевич уже полон новых планов и мечтаний:

- Когда-нибудь я рискну подставиться до такой степени, что поставлю с ними школьный спектакль - выведу из атмосферы клуба, дискотеки на более сложную хореографию. Тогда меня побьют, непременно (в «Кошках» я это пробовал, но там было можно). А вот когда они у меня еще и запоют! Когда смешаю высокий профессионализм записей и их вокал!

И он непременно осуществит свою идею, можете не сомневаться, если, конечно, не «бомбанет» другая, еще более сумасшедшая.