ЖИЗНЬ МОЯ – ПЕСНЬ МОЯ...
ЖИЗНЬ МОЯ – ПЕСНЬ МОЯ...

Дата публикации: 8 Февраля 2011

Ася Шумилова. Вечерний Новосибирск, 8 февраля 2011 г.

Артисты — народ суеверный, если перед спектаклем черная кошка дорогу перебежала или тетка с пустым ведром навстречу попалась, жди неприятностей, а ведь для творческого человека даже самая мелкая оплошность на сцене сродни катастрофе. В такой ситуации бенефис, проведенный 13 числа, — поступок, достойный уважения.

Солист театра музыкальной комедии, заслуженный артист России Владимир Вальвачев хоть и верит в приметы, но относится к ним философски. Говорит, что родился он 31 января, а это «13» только наоборот, поэтому и бенефис, посвященный сразу двум круглым датам в его судьбе, намеченный на 13 февраля, должен пройти на «отлично».

— Я помню бенефис в честь своего 50-летия, — смеется артист. — За несколько дней до столь значимого для каждого артиста события у меня пропал голос. Не то что петь, говорить мог только шепотом. Так организм отомстил мне за перегрузки и нервное перенапряжение. Даже кудесник-фониатр Валентин Маслов развел руками: «За три дня голос восстановить невозможно». Что делать? Отменить бенефис нельзя, все билеты проданы! Решил — на сцену выйду. Вышел и... запел. Когда закрылся занавес, голос вновь пропал. С тех пор в чудеса верю...

В юбилейной программе «Жизнь моя — песнь моя» в исполнении бенефицианта прозвучат шлягеры 60-х годов: «Что так сердце растревожено», «Скажите девушки», «А по камушкам», «Эти глаза напротив», «Одна снежинка». Владимир Михайлович намеренно не стал включать в бенефис арии из оперетт и мюзиклов, отдав предпочтение песенному жанру, ведь начинал он свою творческую биографию как солист вокально-инструментального ансамбля.


А небо так манит...

В детстве у Владимира Вальвачева было много увлечений — футбол, рукопашный бой, авиамодельный кружок, школьная самодеятельность. А вот заветная мечта, как у большинства мальчишек, была связана с небом.

После 10-го класса он отдал документы в летное училище, уже прошел медицинскую комиссию в военкомате, но мама, узнав, что сын грезит о карьере летчика, сказала твердое «нет» — опасная это профессия.

— Я, конечно, расстроился, — вспоминает Владимир Михайлович. — Но причинить боль самому дорогому мне человеку я не мог. Директор школы, где я учился, убедил меня поступать в Новосибирскую консерваторию. Приехал в Новосибирск, меня прослушали и спрашивают: «Сколько вам лет?» — «Семнадцать», — отвечаю. — «Но ведь вас через год в армию заберут. Отслужите, тогда приезжайте»...

Служил Владимир в Воздушно-десантных войсках, там и сбылась его детская мечта о небе. Сразу после армии поступил в Абаканское музыкальное училище на вокальное отделение. Руководил ВИА, ездил по всей Сибири с концертами.

В 1976 году Владимир поступил в Новосибирскую консерваторию в класс народного артиста СССР Валерия Егудина. В 1981 году выпускник НГК Владимир Вальвачев уехал по распределению в Красноярский оперный театр, по совместительству работал в местной филармонии. Через год Валерий Григорьевич предложил ему попробовать свои силы в Новосибирском театре музыкальной комедии.

— После консерватории все вокалисты мнят себя исключительно народными артистами, — смеется Владимир Михайлович. — И что такое для них оперетта? Это просто несерьезно! Спрашиваю Валерия Григорьевича: «Что там петь в этой оперетте? Выше «соль» наверняка не поднимаются». «Не скажи, — отвечает он. — Порой и «соль» «рожать» приходится».


Театр начинается с хора

В 1982 году Владимир Вальвачев был принят в труппу Новосибирского театра музыкальной комедии. Главный режиссер театра Элеонора Титкова для начала определила новичка в хор. Присмотрелась — вокальные данные у юноши прекрасные, харизма, внешность — все, что необходимо для амплуа героя.

За тридцать лет работы в театре Владимир Михайлович исполнил более 50 ролей. В его творческом портфеле такие сложнейшие в вокальном отношении партии, как Эдвин («Сильва»), Граф Данило («Веселая вдова»), Мистер Икс («Мистер Икс»), Баринкай («Цыганский барон»), Аверин («Севастопольский вальс»), Фраскатти («Фиалка Монмартра»).

Хоть и утверждают, что роли для артиста все любимые, как дети, однако с особым удовольствием Владимир Вальвачев исполнял партию Мистера Икса. Говорит, что сюжет спектакля уж больно трогательный, да и персонаж душе приятный. Когда пришло время, Владимир Михайлович перешел от амплуа героя на роли характерного плана. Эти роли исполняются актером с необыкновенной фантазией, выдумкой и неповторимым шармом — Следователь («Шведская спичка»), Земляника («Инкогнито из Петербурга»), Великий сыщик («Бременские музыканты»).

— С героями «завязал» и запел, заплясал в гротесковых ролях, — смеется бенефициант. — Признаюсь, не все так просто. Но я себя не ломал, мне было интересно. Когда артист работает в амплуа героя, необходимо держать себя только в отличной форме. Роли огромные, требующие максимального голосового и физического напряжения. А сейчас я чувствую себя на сцене свободно, ведь такой вокальной нагрузки уже нет, зато играть приходится на все «сто». Вообще герои артиста «напрягают» — в позу встал, женщину за ручку взял и демонстрируй вокал, а характерные персонажи — прикольные. Теперь думаю, что же я раньше не пробовал себя в гротесковых ролях?

Совсем недавно Владимир Михайлович исполнил две совершенно разные партии: Архип («Дубровский») и Князь («Ханума»). Говорит, насчет Князя сомневался до последнего звонка, очень не хотелось походить на персонаж из известной телеверсии спектакля, пришлось искать в роли «изюминку». Что касается образа Архипа, то Владимир Михайлович считает, по замыслу режиссера, он получился неоправданно жестким. Однако работать над постановкой было очень интересно.

«Жизнь моя — песнь моя» — это строчки из стихотворения, написанного бенефициантом.

«Но сцены вечный эликсир

Дает нам силы, молодость, здоровье.

И ты поешь, и ты летишь, Спасибо небу говоришь.

И вам скажу я не тая,

Вся жизнь моя — ты песнь моя!»...