ВСТРЕЧА ДЛЯ ВАС

Дата публикации: 2 Февраля 2006

Андрей Нестерёнок Газета "Советская Сибирь", февраль 2006 г.


ТРУДНЫЙ "ЛЕГКИЙ ЖАНР" "К КАЖДОЙ РОЛИ ПРИСМАТРИВАЮСЬ"  

...Еще несколько минут назад на сцене театра музыкальной комедии главный режиссер, заслуженный деятель искусств РФ Элеонора Титкова по полной программе, не скрывая эмоций, "гоняла" актеров. В очередной раз шла репетиция премьерной постановки "Инкогнито из Петербурга". Естественно, не было нарядных костюмов, не светили софиты, да и сцена была "в рабочем" состоянии, без декораций.

С заслуженным артистом РФ Владимиром Вальвачевым мы беседовали в гримерной, среди зеркал и ярких ламп. Повод для встречи был подходящий - предстоящий юбилейный концерт "Сердце на снегу", который состоится 11 февраля. А посвящен он 55-летию известного артиста.

Напомним, что Владимир Вальвачев - исполнитель главных мужских партий классического репертуара, обладатель красивого, объемного голоса и прекрасной внешности. В его "багаже" - большое количество сложнейших в вокальном отношении партий, и каждый раз актер демонстрирует высокий класс певческого искусства. Ему блестяще удаются и характерные роли, и эти роли также исполняются актером с блеском, выдумкой и необыкновенной фантазией.

За блестящее исполнение роли Пали Рача ("Цыган-премьер") и Ротмистра ("Дамы и гусары") известный актер удостоен премии Новосибирского театрального фестиваля-конкурса "Парадиз".

Вырванный на полчаса из репетиционного процесса, Владимир Михайлович мысленно "переваривал" роль Земляники.

- Роль эта небольшая, но охотно ее играю, получаю удовлетворение, - говорит он.

- А всегда ли Вам нравится то, что предлагают играть?

- Нет, конечно! Хотя в любом театре не любят, когда актер отказывается от ролей. Скажу по секрету, мои "капризы" чаще всего прощаются. Коллеги знают, если уж не поглянулся тот или иной персонаж, не стоит давить. Это как бы не приветствуется. Но если ты действительно чувствуешь, что это не твое. К новой роли всегда присматриваюсь, не сразу включаясь в репетиционный процесс. Есть режиссеры, которые говорят: "Сразу, в полную ногу, в полную силу, давайте!". Куда спешить!.. Роль-то не на два-три дня, на годы. Нужно "примерить" на себя тот или иной образ, почувствовать себя комфортно. Тогда и толк будет.

- Знаю, что вы не из театральной династии, а все же стали артистом...

- Да уж, какая династия... Родился в глухой деревне Боград, Республика Хакасия. Родители - крестьяне. В школе пел со второго класса, педагог попался хороший. В нашей семье все пели. У папы, Михаила Владимировича, бывшего фронтовика, был хороший голос. Как компания соберется, - поют на все голоса. Но в старших классах лавры известного певца меня не волновали, хотел стать летчиком. Дело в том, что несколько лет занимался в авиамодельном кружке, ездил со сверстниками на соревнования. Узнав о том, что я хочу поступать в летное училище, директор школы пришел к нам домой и сказал родителям: "Ему только петь надо!". Мама, Нина Захаровна, поддержала: "Ишь, что надумал, летчики бьются, и ты туда же!". Когда вернулся из армии, а служил я в морской пехоте, поступил в Абаканское музыкальное училище, по классу вокала. Со временем окончил Новосибирскую консерваторию, класс народного артиста СССР Валерия Григорьевича Егудина.

- Можно предположить, что спали и видели себя на оперной сцене...

- Как и все выпускники... После окончания Альма-матер поехал на ярмарку в Астрахань. В то время приезжали руководители из оперных театров всей страны. Меня ждало разочарование: теноров было - хоть отбавляй. Это сейчас они - редкость.

- В чем особенность работы в оперетте?

- Нередко складывается впечатление, что оперетта - легкий жанр, что там поют безголосые. Неправда это! Проработав в театре четверть века, убедился, что здесь такие голоса, которых даже в опере нет. Понял и то, что работа в оперетте - тяжелейший труд. Нужно и петь, и говорить, и танцевать. И все это делать, словно играючи. Да нашим актерам памятники нужно ставить! Когда пришел в театр, трудно был учиться танцевать. Ведь в консерватории нет специального отделения оперетты и музыкальной комедии.

- Первое время приходилось себя ломать, - продолжает Владимир Михайлович. - У нас был главный дирижер Яков Захарович Алексанян. Однажды он меня в сторонку отозвал и говорит: "Ты чего горбишься? Оперетта этого не любит, надо осаночку держать, ну-ка, давай, следи за этим".

- Наверняка было немало веселых историй?

- Да, запомнился случай... На спектакле "Сильва". Я исполнял Эдвина, и вдруг у меня из головы выскочило имя персонажа, которого играл Александр Выскрибенцев. - Как тебя зовут? - шепчу я ему, в надежде на спасительную подсказку. - Саша - невозмутимо отвечает Александр Тимофеевич. Артисты хора начали умирать со смеху, но мне тогда было совсем не до смеха...

- Не было ли желания бросить оперетту и уйти в оперу?

- Сознаюсь, однажды был грех. Проработав в театре музыкальной комедии несколько лет, решил попытать счастья - устроиться в оперный. Знающие люди меня отговаривали: "Что ты в оперетте поешь?". Отвечаю: "Героев". Снова вопрос: "И сколько у тебя спектаклей в месяц?". Отвечаю: "Десять-пятнадцать".

"Ну вот! А в опере ты будешь один-два спектакля петь, там много теноров, в очередь встанешь". Я сразу согласился с этим, и как видите, не жалею. За эти годы у меня более пятидесяти ролей.

- И, конечно же, все любимые?

- Как дети!.. И все же есть роли, которые запомнились больше. Может быть, потому что их было труднее воплощать. Это зритель видит внешний антураж: ту легкость, с которой мы "порхаем" по сцене, поем. На самом же деле это не совсем так. Впрочем, зачем это знать зрителю? Он купил билет и жаждет зрелищ. Его не должно волновать, как себя артисты чувствуют, какое у них настроение. Впрочем, люди пришли на праздник, и они его непременно получат! Самые любимые роли, как правило, самые трудные. В вокальном плане нелегко было исполнять Принца Раджами в "Баядере". Из последних приглянулась роль Ротмистра в спектакле "Дамы и гусары", за нее я получил премию "Парадиз". Это гусарская тема - она мне близка, говорят, что у меня и внешность подходящая (улыбается). Много нервов потратил и на роль Эдвина в "Сильве". В муках достался и Мистер Икс, объясню почему. Всегда придерживаюсь принципа: "То, что написал композитор, ты должен исполнить, без купюр. Нечего облегчать себе жизнь".

Художественный руководитель-директор засл. арт. РФ Л.М.Кипнис: "Владимир Вальвачев в течение многих лет остается не просто ведущим актером театра, а его ведущим ГЕРОЕМ, обладая для этого амплуа всеми необходимыми качествами. Зрители любят героев и, наверное, любовь зрителей дает возможность Владимиру Михайловичу оставаться на волне успеха".