СМЕТА НА ВДОХНОВЕНИЕ
СМЕТА НА ВДОХНОВЕНИЕ

Дата публикации: 17 Июня 2006

Ася Шумилова Газета "Вечерний Новосибирск", 17 июня 2006 г.


Субботние встречи

Художник по костюмам, модельер, педагог и студентка Анна Сорокина делится секретами своего мастерства.

В жаркий июньский вечер в кафе ночного клуба «Бегемот» состоялся показ моделей одежды. Свои авторские коллекции «Симфония лета», «Янтарный блюз», а также костюмы к мюзиклу «В джазе только девушки» на суд взыскательной молодежной тусовки представляла новосибирский модельер Анна Сорокина.


Сама себе модель Анна Сорокина

Анна по характеру девушка неугомонная, ищущая, творческая. Она никогда не останавливается на достигнутом, берется за самые неожиданные проекты. Созданные ею коллекции модной одежды отмечены дипломами и специальными призами различных российских конкурсов, а коллекция «Симфония лета» несколько лет назад получила золотую медаль Сибирской ярмарки.

- Над моделями из этой коллекции я работала две недели, - вспоминает Анна. - Мне предложили участвовать в выставке на Сибирской ярмарке, а у меня, как на грех, не оказалось в наличии новых моделей. Вот и пришлось, взяв бешеный темп, корпеть над нарядами с утра до ночи.

Как раз тогда на ярмарке проходила очередная выставка цветочных композиций. Я походила, посмотрела, вдохновилась шедеврами наших мастеров-флористов, купила пальмовые листья, перья, кору, сетку и принялась творить. Пальмовые листья, кора и цветы на лифе платьев смотрелись так оригинально, что я услышала массу похвал в свой адрес и даже получила золотую медаль. Чуть позже я использовала этот прием при создании костюмов к спектаклю «Шут Балакирев», который был поставлен в Кемеровском театре драмы.


Где будем делать талию?

В раннем детстве будущий художник по костюмам Новосибирского театра музыкальной комедии Анна Сорокина о карьере модельера даже не мечтала. Ее больше привлекали подвижные виды деятельности: хореография, теннис, художественная гимнастика. Поступить на художественное отделение ДШИ N 25 дочери посоветовал отец - мол, иди и рисуй. К общему семейному удивлению, Анечка довольно успешно освоила азы живописи и рисунка. Но посвящать жизнь исключительно художественному ремеслу девушка не захотела. Чем больше она училась, тем яснее понимала, что хочет стать художником по костюмам, модельером. Первые шаги по пути к будущей профессии Аня сделала в учебном театре «Шляпа», где занималась изготовлением и подбором костюмов к театральным постановкам.

- Шить меня научила бабушка, - говорит Анна. - Школьные уроки домоводства, на которых мы кроили фартуки и ночные сорочки, я до сих пор вспоминаю с содроганием. Такой «топорный» подход к азам моделирования у любой девочки может отбить охоту к творчеству. Бабушка поступала гораздо проще: приложила ткань, иголочкой приколола, определила, «где будем делать талию», прострочила на машинке - и вещь готова. Я помню, как после бабушкиных уроков сшила летние сарафаны для себя и для сестры. Нарядились мы в обновки, и пошли с мамой в магазин, а продавец говорит: «Молодец у вас мама, рукодельница, какие сарафанчики девочкам сшила».

Я сейчас, помимо работы в театре, преподаю в ДШИ N 25 на отделении моделирования. Мои девчонки не раз занимали призовые места на конкурсе «Юный модельер». Моя главная задача - это не отбить у них желание заниматься моделированием. Но, как ни крути, а без точных расчетов на миллиметровке модный пиджак не сошьешь. Девчонки это хорошо понимают, поэтому над сложными выкройками работают так же увлеченно, как над эскизами.

Во время учебы в Новосибирском техникуме легкой промышленности Анна оттачивала мастерство в Студии экспериментального моделирования Галины Артамоновой. А в апреле 2000 года она пришла работать художником по костюмам в Новосибирский театр музыкальной комедии. Но это уже совсем другая история.


Пристальный взгляд на театральный костюм

Девушки из джаза щеголяют в костюмах от Анны Сорокиной. По мнению дилетанта, при создании театрального костюма художнику вовсе не обязательно использовать дорогие, качественные ткани, ведь из зрительного зала все равно невозможно рассмотреть, из чего конкретно сшито платье у героини - из марли или из шелка. Анна говорит, что иногда она позволяет себе небольшие шалости: например, вшить в юбку-солнце дополнительный клин. Такие тонкости действительно можно заметить только с близкого расстояния. Но не больше.

- Это со сцены оперного театра не видно, что кружева нарисованы, - смеется Анна. - А в музкомедии зрительный зал гораздо ближе, с первого ряда можно не только кружева, но каждую бисеринку на платье рассмотреть. Поэтому особое внимание я уделяю концертным нарядам для солисток, ведь наши примадонны даже на расстоянии одного метра должны выглядеть на все «сто».

Анна говорит, что работать над театральным костюмом для нее намного сложнее, чем над эксклюзивной моделью из новой коллекции. Сначала художник по костюмам должен ознакомиться с пьесой, прослушать музыкальный материал, обговорить детали с режиссером-постановщиком, узнать историю тех лет и только потом, вдохновившись, приступать к работе над эскизами.

- Когда эскизы готовы, их необходимо показать режиссеру спектакля, - рассказывает Анна. - Иногда получается так, что эскиз костюма, задуманный для одного героя, в рабочем порядке переходит к другому персонажу. Или выбранная для костюма ткань при ближайшем рассмотрении оказывается настолько плотной, что актеру в таком наряде будет попросту жарко на сцене. А еще главное - уложиться в смету, ведь полет фантазии художника, к сожалению, не всегда соответствует финансовым возможностям театра.

За шесть сезонов в театре музыкальной комедии Анна Сорокина оформила такие спектакли, как «Бременские музыканты», «Женитьба Бальзаминова», «В джазе только девушки», «Инкогнито из Петербурга», а также концертные программы: «Ах, балет, балет» и «Фанфары любви». В качестве приглашенного художника по костюмам она работала в Барнауле («Алиса в Стране чудес»), в Кемерове («Шут Балакирев») и в Караганде («В джазе только девушки»). Анна говорит, что к своим творческим командировкам относится очень серьезно. Дело в том, что зачастую иногородние художники, представив в театре эскизы костюмов к будущему спектаклю, с чувством выполненного долга отправляются восвояси и появляются только на премьере спектакля. Анна с таким, мягко говоря, легкомысленным подходом к делу не согласна. Она старается лично контролировать весь процесс пошива костюма - от подбора тканей до последней примерки.

- Для меня всегда был важен конечный результат, - поясняет Анна. - Надо сделать свою работу так, чтобы никто из коллег не сказал: «Вы тут, девушка, нашалили...».

Спектакль Новосибирского театра музыкальной комедии «В джазе только девушки» в прошлом году получил «Золотую маску» в номинации «Лучший спектакль в музыкальном театре». Анна, в чьих костюмах девушки из джаза завоевали столь высокую оценку столичного жюри, после спектакля подошла к главному эксперту по музыкальным театрам художнику Вячеславу Окуневу и спросила его мнение насчет девичьих «прикидов». Мэтр девушку ободрил, мол, делаешь все правильно, молодец. Теперь Анна мечтает поработать с Окуневым в качестве ассистента.

Сейчас Анна - студентка Санкт-Петербургской академии театрального искусства (заочное отделение постановочного факультета). Говорит, что поездки в Питер, несмотря на экзамены и зачеты, для нее как глоток свежего воздуха. С сессии она обычно возвращается вдохновленная на новые творческие подвиги. А вот шопинг по магазинам Анну не вдохновляет. Вечерние платья, сарафаны, блузки и юбки художник по костюмам шьет для себя с огромным удовольствием. Как-то под Новый год она сшила себе праздничный наряд за пять часов, в аккурат к бою курантов. А еще говорят - сапожник без сапог...