ИКОНА СТИЛЯ МУЗКОМЕДИИ
ИКОНА СТИЛЯ МУЗКОМЕДИИ

Дата публикации: 16 Апреля 2011

Ирина Ульянина Новая Сибирь, апрель 2011 г.

БЕНЕФИС бессменного на протяжении 35 лет главного хормейстера театра музыкальной комедии был по всем приметам знаменательным событием. К кассе очередь, зал переполнен, в первых рядах весь бомонд Новосибирска, начиная с полпреда президента РФ по СФО Виктора Толоконского и мэра Владимира Городецкого. Уважение и повышенный интерес к персоне Татьяны Горбенко объяснимы: она личность незаурядная, яркая, отменный профессионал и притом первая модница города. Абсолютно лишена лени. Никто и никогда не видел ее неприбранной, без прически и макияжа — даже ранним утром на прогулку с собачкой Татьяна Евгеньевна выходит нарядной, как на свидание. А на работу спешит, как на праздник, репетирует с юным энтузиазмом, с неукротимой энергией. Название бенефиса — «Здесь жизнь моя, любовь и вдохновенье!» — звучит, на мой вкус, несколько выспренне, но для нее оно оправданно. Горбенко не стесняется громких слов, признаний в любви. Действительно любит свой коллектив, всегда отстаивает артистов хора, вникает в их проблемы, старается помочь. Ее любовь к театру взаимна, а вдохновение плодотворно.

Хормейстер — своего рода боец невидимого фронта, трудится за сценой, и не каждый зритель способен оценить результат его труда. Вернее, публика музкомедии давно привыкла к стабильно высокому уровню хора. Бенефис хормейстера стал своеобразным смотром достижений артистов хора и солистов, начинавших «путь в искусство» в качестве хористов. Это, например, обаятельнейший Вадим Кириченко, который вел концертную программу, составленную преимущественно из фрагментов классических оперетт, «хитов», обреченных на успех. Финал практически каждого номера сопровождался бравированием публики, и это «браво!» хор, солисты и балет адресовали виновнице торжества. Мужчины носили ее на руках по сцене, исполняя перефразированные куплеты: «Без Тани жить нельзя на свете, нет!» Она выглядела несколько смущенной и счастливой, эмоциональная приподнятость передавалась залу. Все это хорошо, мило, но мне в программе вечера, поставленного главрежем Элеонорой Титковой, не хватило именно режиссуры. Вернее, не удовлетворило отсутствие сценария. И в концертных программах должна быть, необходима какая-нибудь, хотя бы минимальная нарративная логика построения. В данной ситуации празднования юбилея было бы уместно, например, посредством фрагментов спектаклей восстановить биографию бенефициантки, а тут получился довольно хаотичный, почти случайный набор номеров. Просчет досадный, тем более что судьба у Татьяны Горбенко весьма примечательная.

Она — музыкант в третьем поколении. Дедушка пел в ленинградской капелле, где далее работал и отец — Евгений Павлович Горбенко, переехавший в Новосибирск в 1937 году, организовавший хор радиокомитета, а далее служивший главным хормейстером оперного театра. Мама была модельером, директором Дома моделей, от нее Татьяны Евгеньевне и передалась страсть к красивой одежде и аксессуарам. Умение одеваться креативно, броско, носить необычные нестандартные вещи — тоже искусство, оно, помимо вкуса и чувства меры, требует смелости, определенной внутренней дисциплины. Татьяна Евгеньевна им владеет вполне.

В СОВКЕ определение «модница» было чуть ли не ругательством, почти синонимом слова «бездельница», модницам приписывали бездуховность, «мелкобуржуазные» мещанские настроения. Почему нарядные люди так раздражали окружающих? Наверное, от зависти. Держать голову высоко, а спину ровно, когда целый день щеголяешь на шпильках, безумно напряжно. А на Горбенко, которая ни дня не бездельничала, приятно посмотреть не только в праздник со сцены, а и в будни, случайно встретив на Красном проспекте. Не сдается возрасту, сохраняет легкую походку, живой интерес к происходящему, свежесть мышления. Мне думается, девушкам, раздумывающим о будущем, ищущим счастья, надо спрашивать совета не у гадалок, а у нее.

Татьяна Евгеньевна всегда была отличницей — в школе, в музучилище, в консерватории. Параллельно с учебой работала. Начинала учительницей музыки начальных классов. Подрабатывала манекенщицей. К сегодняшней вершине — профессиональной реализации и признанию — шла долго и упорно, не отчаиваясь из-за разного рода неудач. В театре музыкальной комедии она обрела не только применение своим педагогическим способностям, но и встретила свою любовь, мужа, с которым неразлучна уже более 30 лет. Александр Яковлевич Метелица — известный радиожурналист и поэт — принес в театр свою пьесу «С любовью не шутят», а когда ее приняли к постановке, пропадал на репетициях. Сначала переживал о том, как воплотят его творение, а потом переживания затмила очарованность прелестным хормейстером. Метелица посватался, они поженились вскоре после премьеры. Вообще-то, жить с поэтом — тяжелый крест, творческих людей вечно гложет неудовлетворенность, поиски, амбиции. А Татьяне Евгеньевне удалось сделать семейный союз гармоничным, устроить дом так, чтобы всем было уютно и спокойно. По секрету всему свету: она — отличная хозяйка, чистюля, а еще обладает толерантностью, терпением. Ровно как в поговорке: «Чтобы иметь ангельский характер, надо иметь дьявольское терпение».

Второе отделение бенефиса — поздравительная часть — несколько сгладило информативный пробел концертной части. Горбенко — икона стиля музкомедии — получила свой миллион роз, миллион комплиментов и поцелуев, которые полагаются всем достойным женщинам. Виктор Толоконский пожелал ей, чтобы любовь не иссякала, мэр Городецкий восхитился заслугами, причастностью к выпуску более ста спектаклей, в том числе и тех, что получили «Золотую маску». Председатель горсовета Надежда Болтенко и вице-спикер законодательного собрания Владимир Карпов восхищались ее молодостью и энергией, желали здоровья. Почетный житель Новосибирска, народный артист РФ Иван Ромашко исполнил для нее стихи собственного сочинения и даже выдал «коленце» под мелодию канкана «Красотки кабаре» Мне больше всего понравилось поздравление Лидии Сумниковой, заместителя председателя НО СТД РФ:

— День сегодня невзрачный, пасмурный, даже на улицу выходить было неохота. Но я очень рада, что пришла, — на вашем, Татьяна Евгеньевна, вечере словно солнце засияло. Сообщаю тем, кто не знает: Горбенко много лет на общественных началах руководит в Доме актера женским клубом «Сердце красавицы», придумывает разнообразные конкурсы, заставляет дам шевелиться — соревноваться в рукоделии и кулинарии. Благодаря ей наши женщины и красивые, и сердечные.

Дивно выступили Дилара Ворфоломеева, певшая романс под аккомпанемент Дмитрия Карпова. Филармония отправила лучшие силы, как, впрочем, и консерватория, для исполнения ариозо Ленского «Ужель та самая Татьяна?» Илья Паньков (ГАМТ «Глобус») порадовал своей интермедией. Казалось бы, не суть важно, как коллеги из других театров поздравляют коллег, лишь бы свои спектакли играли качественно. Однако, как ни странно, качество поздравлений позволяет судить о микроклимате труппы, ее творческой планке, наличии или отсутствии этических представлений.

Вернусь к репортажу в жанре светской хроники. Бенефициантка блистала в наряде от новосибирского кутюрье Виктора Феоктистова — длинной юбке нежного фисташкового цвета и декольтированном жакете из тончайшей итальянской парчи. В колье от Kenzo. К фуршету переоделась в костюм, подходящий для танцев. Фуршет был не менее изысканным, чем ее наряды. Огромный торт со взбитыми сливками, свежая клубника, сыр «Филадельфия» с томатами черри и прочее. Но официанты напрасно наполняли фужеры вином, гости юбилярши пили мало, а пели, танцевали и веселились много.