КОМПОЗИТОР КОМПОЗИТОРУ - ВОЛК?
КОМПОЗИТОР КОМПОЗИТОРУ - ВОЛК?

Дата публикации: 17 Ноября 2006

Ася Шумилова. Газета "Вечерний Новосибирск", 17 ноября 2006 г.

На сцене Новосибирского театра музыкальной комедии лицом к лицу встретились три известных российских композитора. Три дня на сцене музкомедии проходил мини-фестиваль мюзиклов «Трио-фест». В рамках фестиваля артисты театра показали три самых ярких репертуарных спектакля - мюзиклы «Мышеловка», «Дон Жуан. Первая любовь» и «Инкогнито из Петербурга». Для того чтобы лично поучаствовать в фестивальном марафоне, в Новосибирск приехали три именитых гостя - композиторы Александр Журбин, Марк Самойлов и Виктор Плешак.

Если бы кто-нибудь из почтеннейшей публики вдруг крикнул под занавес спектакля: «Автора, автора...», то автор не замедлил бы откликнуться на этот призывный глас народа, ведь за сценической жизнью своих музыкальных «деток» композиторы наблюдали, сидя в театральной ложе. Надо заметить, что постановкой мюзиклов на новосибирской сцене, равно как и игрой актеров, гости остались довольны, единодушно заметив, что именно так и представляли себе свои творения. А на закрытие фестиваля все три композитора вышли на сцену музкомедии, чтобы в творчески непринужденной обстановке поведать о том, чем они в ближайшее время намерены удивить сибирских меломанов.

Первым с творческим отчетом перед публикой выступил гость из Санкт-Петербурга Виктор Плешак. Автор популярного у морских пехотинцев шлягера «Экипаж одна семья», лауреат театральной премии «Золотая маска» (2000 год), написавший более сотни произведений для музыкального театра, а также музыку к двенадцати кинофильмам, смущенно признался зрителям в том, что выступает на сцене с пятилетнего возраста, но сегодня так разволновался, буквально слова вымолвить не в силах. Новосибирцы поддержали композитора дружными аплодисментами, после которых автор рассказал, что с нашим городом и его обитателями знаком давно. В 1978 году он с группой ленинградских артистов выступал на сцене Дома ученых Академгородка. Актеры тогда играли водевиль, а Виктор сопровождал сценическое действие музыкальными пассажами на рояле. Композитор вспоминает, что в ту пору в Новосибирске стояла сорокаградусная жара, поэтому актерам, облаченным в добротные костюмы, было невыносимо трудно передвигаться по сцене, а Плешак тем временем сидел за кулисами в одних плавках, играл на рояле и посмеивался над разомлевшими от зноя коллегами. Вот так нечаянно, но очень забавно началась у композитора «жаркая» дружба с Новосибирском.

После просмотра мюзикла «Инкогнито из Петербурга» композитор опять вспомнил о жаре. «Горячо было и на сцене, и в зале, - восхищенно говорил автор. - Я за двенадцать лет видел этот спектакль на сценах разных российских театров, но только в Новосибирске мюзикл идет не под фонограмму, а под живой оркестр, что, на мой взгляд, придает особую энергетику и обаяние и без того динамичному и озорному спектаклю. Не скрою, что мне очень хотелось бы вновь приехать в Новосибирск, чтобы предложить руководству вашего театра свой новый мюзикл, над которым я в данный момент увлеченно работаю. Это «Женитьба« Гоголя. Надеюсь, что премьера спектакля состоится именно на сцене Новосибирской музкомедии».

Если Виктор Плешак исполнял свои песни самостоятельно, то следующий питерский гость композитор Марк Самойлов поступил проще, он пригласил на сцену... жену, заслуженную артистку Карелии Любовь Дементьеву, которая своим незаурядным актерским мастерством заставила чутких женщин смахивать слезы с ресниц. На вопрос: «Почему вы сами не поете?» автор ответил просто: «Есть такое понятие - «композиторский голос«. Это голос, которого нет. Зачем же напрягать слух зрителей плохим вокалом?»

Марк Самойлов лукаво посетовал, что посвятил свою жизнь очень «одинокой», штучной профессии, в которой композитор композитору - волк. И, пользуясь случаем, поблагодарил руководство Новосибирского театра музыкальной комедии, которое отважилось на столь рискованный, но при этом весьма любопытный эксперимент - соединить в «одном флаконе» трех композиторов, трех мэтров музыкального театра. «Удивительно, но мы пока еще не подрались», - пошутил Самойлов.

Кстати, Марк Самойлов, в отличие от своих именитых коллег, посещает наш город с завидной регулярностью. Именно на сцене Новосибирской музкомедии сорок лет назад состоялась премьера его первого спектакля. После этого знаменательного события в репертуарной афише театра один за другим стали появляться его музыкальные комедии: «Страсти святого Микаэля», «Дон Жуан в Севилье», «Ограбление в полночь», «Дорогая Памела». А в прошлом театральном сезоне в Новосибирске поставили спектакль Марка Самойлова «Дон Жуан. Первая любовь». В нем роль великого обольстителя женщин сыграла... женщина. Открывать тайну о том, какой мюзикл новосибирцы увидят в следующий раз, композитор не стал. Однако с уверенностью пообещал, что эта его встреча с нашим театром вовсе не последняя.

Третий участник композиторского марафона, который благодаря своему неугомонному характеру умудряется одновременно находиться и в Москве, и в Америке, и еще где-то там в Сибири, Александр Журбин поставил в творческом вечере «Три в одном» жизнеутверждающее многоточие. Пел он сам, изредка призывая себе на помощь фонограмму. О «композиторском голосе» Александр сказал, мол, пою я плохо, хрипло, но это песни мои, поэтому я их как хочу, так и пою. Кстати, мировая премьера мюзикла-детектива по одноименной пьесе Агаты Кристи «Мышеловка» состоялась три года назад именно на сцене Новосибирской музкомедии, что свидетельствует о теплом отношении композитора к нашему театру. Про свои новые мюзиклы композитор Журбин со сцены не упоминал, а вот о последней работе в кино вспомнил с умилением - в фильме «Жизнь и смерть Леньки Пантелеева» прозвучали две его песни. Одну из них Журбин впервые публично спел опять-таки со сцены в Новосибирске. А о шлягере из сериала «Московская сага» («Тучи в голубом») Александр рассказал забавный случай. Друг как-то пожурил композитора за то, что чуть не умер из-за его «Туч...». Он в это время лежал под капельницей в больничной палате, а девушка-медсестра, услышав знакомый мотив, бросила больного и побежала к телевизору. Вот оно - признание народное...