ГлавнаяПресса → ФЕСТИВАЛЬ СПЕКТАКЛЕЙ ЛЕГКОГО ЖАНРА ПРЕДСТАВИЛ СЕРЬЕЗНУЮ ПРЕМЬЕРУ

Елена Третьякова Газета «Культура», 15.04.2004 г.


Сцена из спектакля "В джазе только девушки"

У Новосибирского театра музыкальной комедии интеллигентные манеры. Во всем. В том, как идут спектакли, как подготавливаются премьеры, как проводятся всякого рода мероприятия, о которых другие растрезвонили бы громко и беззастенчиво. Здесь же все проходит и свершается без крика, не повышая голоса, спокойно и с достоинством. Можно заметить, что речь идет будто не о театре, а о человеке. И правда, речь во многом - о директоре и художественном руководителе театра Леониде Михайловиче Кипнисе, который наделен всеми означенными качествами. Хорошо, когда эти качества проецируются на театр, особенно, когда они столь положительны. Хорошо, когда о театре в целом, о его труппе можно говорить как о человеке.

А происходит в Новосибирской музкомедии много интересного и значительного. Например, недавно состоялся первый Театральный фестиваль новых музыкальных проектов России "Другие берега". Первый за многие годы фестиваль, собравший спектакли легкого жанра. Это же стоит осознать и оценить по достоинству - как факт сам по себе чрезвычайно важный. И ведь состоялся фестиваль вопреки всему. И тому, что с финансированием помог только губернатор области, и никто другой. И тому, что казалось, никто не приедет: даль такая - Новосибирск. А ведь приехали. Из Петербурга - Театр "Рок-опера", из Москвы - Школа современной пьесы. Приехали, по российским меркам, соседи - Музыкальный театр Кузбасса, Алтайский театр музыкальной комедии, Красноярский театр музыкальной комедии.

И еще казалось, что оперетта и мюзикл в нашем Отечестве пребывают в таком глубоком кризисе, что и показать нечего, и говорить на "круглых столах" не о чем. Но и здесь ошибочка вышла. Кризис кризисом, и выдающихся спектаклей фестиваль не предъявил за отсутствием таковых. Но показал работы интересные, разные по жанрам, по направлениям поисков. Продемонстрировал, что поиски эти ведутся и дают пищу для размышлений, что пути выхода из кризиса существуют, что пестра, а вовсе не уныло-однообразна картина современной "опереточно-мюзикальной" жизни. И вообще фестиваль заставил понять, что, если сидеть, стенать: "кризис, кризис", - и ничего не делать, то ничего и не будет. А если делать - общаться, знакомиться с новыми сочинениями, смотреть спектакли своих коллег, расширять круг участников общего дела, от композиторов и либреттистов до режиссеров, - то войдет наконец в наше сознание мысль, что легкий жанр не столь легок и не так плох, как иногда кажется. И что пора ему с периферии общественного сознания перебраться на более достойные рубежи.

Свою позицию - позицию активного сопротивления обстоятельствам - Новосибирская музкомедия демонстрирует словом и делом. Делом - спектаклями экспериментальными, изменяющими привычные представления о границах жанра. Такими, как "Сильва" И.Кальмана в оригинальной сценической версии Ю.Александрова, "Граф Люксембург" Ф.Легара в стильной режиссуре Г.Дитятковского, "Мышеловка" А.Журбина - первый мюзикл-детектив в постановке известного кинорежиссера Л.Квинихидзе.

Последняя премьера - "В джазе только девушки" Дж.Стайна продолжает линию обновления: театрального языка, танцевальной лексики, приемов, подходов. И ставили спектакль "только девушки" - режиссер Сусанна Цирюк, балетмейстер Елена Дмитриева, художник Людмила Гончарова (в эту сплоченную бригаду вошел единственный мужчина - дирижер Александр Гойхман). Предъявили "только девушки" отнюдь не "дамское рукоделье", а крепкий, остроумный, динамичный, с хорошим вкусом сделанный спектакль. Он никаким образом не повторяет замечательный фильм с Мэрилин Монро - намеренно не повторяет (даны только две очаровательные цитаты - непрямые, намеком, когда героиня напевает знаменитую песенку Монро, буквально две фразы, и когда чуть раздувает ветер ее легкое белое платье, хотя и совсем не так, как на известных всему миру картинках из журналов и календарей). Да и музыка в спектакле не из фильма, а созданного позже бродвейского мюзикла, и некоторые музыкальные вставки тоже, скорее, уводят от фильма, нежели приближают к нему.

Сам материал мюзикла не самый удачный по части драматургии, структура номерная - скорее цепь эпизодов, но в спектакле эти недостатки преодолены за счет развитого сценического действия. Пластика, танцевальные эпизоды выглядят не как отдельные вставные номера, а как характеристика ситуации, как движение сюжета. Так сделан эпизод нападения на автомастерскую (танец с настоящими автомобильными колесами), так "оттанцована" сцена в поезде, куда погрузились участницы джаз-оркестра. Иногда, правда, сцепки-танцы не столь выразительны (эпизод на пляже), а лексика не особенно изобретательна и вторична, но в целом именно проникновение хореографического языка в режиссерский создает единство постановочного решения. По виду это вроде бы спектакль-ревю: центральная установка в виде светящейся спирали площадок, бесконечные мигающие лампочки от шоу-концерта, но внутри этой оболочки крепко выстроен сюжет - вполне лирическая история любви. И она держит внимание, она заставляет сочувствовать героям в их неустроенности, одиночестве, такой естественной тяге ощутить себя любимыми. Но и в развертывании этой истории соблюдены законы жанра - она не перегружена "психологией", сыграна легко и чуть иронично. Когда же вступает в свои права собственно шоу, то и здесь соблюдены мера и вкус, не позволяющие прорваться на сцену агрессии и пошлости. Пикантная история с превращениями мужчин в женщин, иногда рискованная по ситуациям, остается именно пикантной, без пережима и грубости, на которые легко поддаться. В этой сценической версии многое зависит от актеров, в героях которых должна оставаться доля чистоты и наивности. И оба состава исполнителей, которые играли два премьерных представления (в первый день это В.Гришуленко - Шугар, А.Милосердов - Джо, Д.Суслов - Джерри, во второй - Е.Гек, А.Пашенцев, Д.Немцов), сумели нигде не перейти эту тонкую грань.

На премьеру в Театр музыкальной комедии пришло, как водится, начальство, коллеги из оперы, филармонии, драмы. Это ли не показатель уважения и интереса к жанру, в котором "кризис, кризис"...