ГлавнаяПресса → МАСКА ДЛЯ ДЕВУШЕК

Максим ДМИТРИЕВ "Культура", апрель 2005 г.


"В джазе только девушки"

Если с оперой и с балетом на "Маске" в разные годы ситуация складывается по-разному, то в разделе "Оперетта/мюзикл" дела как прежде, так и теперь обстоят неважно. И от того, что два года назад "Маску" получил "Норд-Ост", а в прошлом ее не получили (однако же номинировались!) "Иствикские ведьмы", суть дела принципиально не меняется. Суть же состоит в том, что сам этот раздел существует на положении пасынка у экспертного совета, откровенно им манкирующего. В результате получается, что из года в год принципиально игнорируется сам жанр оперетты. И дело не в том, что нечего выдвигать - просто эксперты, как правило, этих спектаклей в упор не видят (к примеру, на вполне заслуживавшего выдвижения "Орфея в аду" Ростовского музыкального театра прислали лишь одного члена экспертного совета, к тому же заведомо далекого от этого жанра). И вот уже не первый год мы видим в фестивальной афише только мюзиклы. В нынешнем году их было три - два московских и один новосибирский. Последний-то в итоге и стал обладателем "Маски".

От Москвы были номинированы два спектакля: "Romeo & Juliette" от компании "Метро энтертейнмент" и "Поминальная молитва, или Скрипач на крыше" Театра национального искусства Владимира Назарова. В первом случае речь идет о профессионально сделанной коммерческой поделке, с искусством связанной лишь по касательной. Другое дело, что в отличие от одиозных "Иствикских ведьм" этот спектакль по санитарным нормам вполне проходит. По художественным критериям - едва ли, да, впрочем, похоже, вовсе на то и не претендует. Надо ли было брать его в "Маску"? Вопрос довольно спорный. Кстати, первоначально он не входил в список номинантов и был добавлен туда позднее ради решения сугубо организационного вопроса...

Со "Скрипачом на крыше" дело обстоит с точностью до наоборот. С одной стороны, спектакль новорожденного театра не вполне отвечает тем специфическим требованиям, что предъявляет мюзикл бродвейского образца. В качестве шоу он не может тягаться даже с тем же "Romeo & Juliette", не говоря уже о "Кошках", гипотетических героинях следующей "Маски". Этот спектакль вообще не очень соответствует сложившимся жанровым канонам - он создает свои. И если "высокими технологиями" похвастать не может, то по художественным критериям легко обходит прочих номинантов. Актерам здесь, конечно, далеко до виртуозной "мюзикльной" техники, но зато они настоящие актеры. Этот спектакль действительно захватывает, что по нынешним временам, да еще и в таком жанре, весьма немало. Успешным оказался и сам по себе опыт скрещения знаменитого бродвейского мюзикла с известной пьесой Григория Горина и прозой Шолом-Алейхема. Одним словом, молодой театр не стремится бездумно копировать чужое, а ищет свои пути. И судя по первому спектаклю, у него весьма неплохие творческие перспективы. Однако жюри не удостоило "Скрипача" ни одной награды, очевидно, посчитав, что театр, которому всего какой-нибудь год от роду, рано принимать всерьез. Да и не все члены жюри вообще его посмотрели.

Зато "Золотую Маску" получил спектакль Новосибирского театра музыкальной комедии "В джазе только девушки", и это не может не удивлять. Сценарий знакомого всем с детства фильма в руках автора русской пьесы Дмитрия Белова лишился большей части блистательного юмора первоисточника и какого бы то ни было драматургического каркаса. Музыка же, взятая, что называется, "из подбора", по определению не способна играть роль по-настоящему существенную, а не сугубо вспомогательную. Правда, режиссер Сусанна Цирюк вместе с балетмейстером Еленой Дмитриевой и художником Людмилой Гончаровой создали стильное и даже немного эстетское зрелище, да и актерские работы на вполне достойном уровне, однако в отсутствие полноценной основы все это нередко начинает работать вхолостую. Безусловно, стремление Новосибирской музкомедии создавать свой, нестандартный репертуар заслуживает всяческой поддержки, да и само лица непровинциальное выражение этого театра внушает симпатию, но все-таки звание "Лучший спектакль" для "Девушек" - это уже явный перебор.