ГлавнаяНовости → ТРИ ИПОСТАСИ ИСТИННОГО ГАСКОНЦА

Ирина УЛЬЯНИНА, «Новая Сибирь», 19 июня 2013 г.

Вряд ли у кого-нибудь возникнет вопрос, почему в театре музкомедии решили пополнить репертуар постановкой по мотивам знаменитейшего произведения Эдмона Ростана, справедливо считающегося одним из самых романтических в мировой литературе. Вечные ценности, которые отстаивает герой, не потускнели. К тому же есть достойный музыкальный материал — недавнее сочинение популярного петербуржского композитора Владимира Баскина, которое изобилует яркими запоминающими мелодиями, созвучными чувствам и поступкам заглавного героя. Бесстрашного гвардейского офицера, талантливого поэта, язык которого был острее шпаги, благороднейшего из безответно влюбленных. Автором либретто и стихов выступил Константин Рубинский. Его текст, конечно, отличается от оригинала в каноническом переводе Владимира Соловьева, но жанр мюзикла и не предполагает прямой пьесы, это рассказ о пьесе, выполненный театром. Тем не менее знатоки первоисточника услышат и прямые цитаты: «Кого же может полюбить урод? Конечно, самую красивую из женщин!».

Интересно, что Сирано — не выдуманный персонаж. Прототипом Ростану послужил Эркюль Савиньен Сирано де Бержерак — драматург, философ, поэт и писатель, предшественник научной фантастики, гвардеец, живший в Париже в XVII веке. Его первая на французском языке прозаическая комедия «Проученный педант» получила негодующую реакцию критиков, однако впоследствии Мольер заимствовал из нее два эпизода в «Плутнях Скапена». Самое знаменитое сочинение реального Сирано де Бержерака — опубликованная посмертно дилогия «Иной свет», состоящая из романов «Государства и империи Луны» и «Государства и империи Солнца», — писатель от первого лица описывает воображаемые путешествия на Луну и Солнце и уклад жизни тамошних аборигенов, верящих в чудеса и бессмертие души. Вокруг Сирано де Бержерака бытует легенда, что он, являясь отчаянным дуэлянтом, ни разу не был побежден, однажды выиграл бой с сотней противников — это нашло отражение в пьесе Ростана, однако история умалчивает о его всепоглощающей, жертвенной любви. Зато сам Ростан посвятил множество любовных посланий своей жене Роземонде и был искренен в стихах. Искренность в любви ценилась им очень высоко, и он наделил этим качеством своего героя, доведя ситуацию до крайности. По сюжету Сирано де Бержерак влюблен в свою кузину Роксану, о чем она даже не подозревает. Предметом ее грез является великолепный внешне Кристиан, явно обделенный умом. Уверенный в том, что Роксана отвергнет его из-за уродливого огромного носа, Сирано шлет ей пылкие любовные признания и стихи от имени счастливого соперника. Кристиан завоевал сердце красавицы, но погиб на войне, так и не успев сказать, что письма писал не он...

Главный режиссер музкомедии Александр Лебедев, осуществляющий постановку мюзикла, придумал оригинальный ход, решив, что герой предстанет перед зрителями не только в трех ипостасях — как поэт, актер (по его замыслу он еще и актер) и неустрашимый воин. Образ воплотят трое разных артистов. Недаром в программке имя Сирано разбито на Си, Ра и Но. Все роли репетируются в двух составах. Трех гасконцев сыграют Александр Выскрибенцев и Вячеслав Слаутин, Андрей Дорошенко и Евгений Дудник, Дмитрий Савин и Вячеслав Усов. Объединит их, конечно же, огромный нос, ставший причиной глубинного комплекса Сирано.

Среди действующих лиц — маска-лицемерие, маска-подлость, маска-глупость, маска-зависть и другие узнаваемые маски, символизирующие человеческие пороки, окружающие Сирано и Роксану. Разумеется, новый спектакль не обойдется без скрещенных шпаг: зрелищные фехтовальные бои ставит педагог по пластике, киноактер и каскадер Василий Лукьяненко, успешно сотрудничавший с театром «Старый дом», с режиссером Кшиштофом Занусси и исполнивший несколько ролей в легендарном мюзикле Cat’s. В образе прекрасной Роксаны предстанут Мария Беднарская и Анна Фроколо, а артисты хора и балета сыграют вельможную свиту, гвардейцев, монашек, парижан-простолюдинов эпохи де Бержерака. С ними работает хореограф Николай Андросов — бывший солист ансамбля Игоря Моисеева, лауреат международных конкурсов, худрук и главный балетмейстер московского коллектива «Русские сезоны». Декорационное и костюмное оформление впервые для новосибирской сцены выполнит Валентин Федоров — главный художник театра оперы и балета Чувашии, выпустивший более 60 спектаклей.

В общем, премьера ожидается масштабная, красочная и волнующая глубиной чувств. Она имеет возрастное ограничение от 14 лет, но не имеет верхней планки — рассчитана на самую широкую аудиторию. Первый показ мюзикла состоится 26 и 27 июня, а 28 июня начало премьерного спектакля перенесено на 21.00 час. Ночь в оперетте начнется с торжественной церемонии закрытия 54-го театрального сезона, подведения итогов, чествования лучших артистов и награждения акции «Подарок» для поклонников и знатоков театра музкомедии/