ГлавнаяНовости → "ЗАСЕДАНИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ, ГОСПОДА ПРИСЯЖНЫЕ ЗАСЕДАТЕЛИ!" МАТЕРИАЛ ПРОЕКТА MASK BOOK О МЮЗИКЛЕ "12 СТУЛЬЕВ"

Зоя Бороздинова. Mask book, живой проект Золотой маски, 16 апреля 2013 г.

Для того чтобы показать актуальность замечательного (и, к сожалению, вечно злободневного) произведения Ильфа и Петрова, не обязательно переносить действие в наши дни. Впрочем, и сиюминутная актуальность в постановке новосибирского театра не главное. Главное – насыщенность жизнью, яркость, энергия и азарт, с которым актеры играют историю о похождениях ловкого Остапа Бендера и его непутевого сообщника Кисы Воробьянинова.

В том, как они поют, нет напряжения, нет стремления показать весь диапазон голоса – все естественно. Незамысловатые, но не лишенные смысла песенки легко вписываются в канву остроумного драматического повествования.

Главные герои стараются отойти от известных зрителю образов, созданных в кино. Особенно удачна в этом смысле работа Евгений Дудника: его великий комбинатор совсем молод, вспыльчив и даже немного ядовит. В нем всегда ощущается затаенная грусть, чувствуется, что за легкостью характера и веселой изобретательностью стоит какая-то человеческая драма. Поневоле задумываешься, а откуда он взялся, кем он был до революции, почему так хочет найти стулья и уехать в Рио, когда при своей ловкости мог бы припеваючи жить в Союзе. И чем сложнее по ходу спектакля становится создаваемый Дудником герой, тем острее понимаешь драматизм романа.

«Перспектив в стране нет, но в тюрьму хочется еще меньше», – поют нэповские подпольщики, и становится ясно, что приспособленчество – вот, что хотели на самом деле высмеять советские сатирики. Подлаживаться к обстоятельствам, боясь что-либо изменить, находить лазейки в законах, чтобы использовать их для собственной выгоды. Остап чем-то напоминает гоголевских героев – Хлестакова и Чичикова: он едет по России, заглядывает в разные учреждения и видит, как там все устроено. Притворяясь ревизором, он берет взятки, хвалясь перед васюковцами, рисует им фантастическую картину светлого будущего, которую можно будет воплотить с его помощью.

Однако жизнь вторгается в планы неунывающего комбинатора: Воробьянинов перерезает ему горло. Бендер умирает счастливым, не узнав, что бриллиантов в стуле давно нет, а в Рио ему так и не уехать. Это нам известно, что потом, уступив просьбам читателей, Ильф и Петров позволят Остапу выжить, но пока… пока он снова поет, как прекрасна жизнь, если дышать полной грудью, если идти вперед, ничего не страшась и упорно веря в мечту.

«Не все так плохо!» – хочется воскликнуть после спектакля. И это замечательно, ведь искренний оптимизм на сцене сегодня большая редкость.