СЕЗОН ОЖИДАНИЙ

Дата публикации: 30 Января 2009

Елена Езерская, Любовь Белоусова, Татьяна Ильина «Музыкальная жизнь», №1, 2009 г.

Новосибирский театр музыкальной комедии вот уже много лет входит в число ведущих жанровых музыкальных театров России. В репертуаре театра – классика оперетты, современные экспериментальные работы в жанре музыкальной комедии и мюзикла, спектакли для детей и юношества.

Театр неоднократно принимал участие в самом престижном Национальном театральном фестивале «Золотая маска»: 2002г. - оперетта Ф. Легара «Граф Люксембург», 2005г.- мюзикл «В джазе только девушки», 2006г.- музыкальная комедия «Фигаро здесь!», 2008г. - оперетта И.Кальмана «Сильва»). Сегодня театр является обладателем пяти Премий «Золотая Маска» и многочисленных Дипломов фестиваля.

Творческая деятельность в области создания новых современных музыкальных проектов и, в то же время, сохранение и развитие лучших традиций мирового музыкального театра позволило театру в 2001 году стать Лауреатом Всероссийского конкурса «Окно в Россию», учрежденного газетой «Культура», в номинации «Лучший музыкальный театр».

Новосибирский театр музыкальной комедии – активный член Ассоциации Музыкальных театров. В 2004 году совместно с АМТ театр организовал и провел первый театральный фестиваль новых проектов для музыкального театра «Другие берега», объединяющего новые оригинальные сочинения и наиболее интересные постановки в области музыкального театра.

Театр активно участвует в экспериментах, в том числе в ежегодном Международном Театральном Интернет-фестивале «Театральная паутина», транслирующем в режиме on-line лучшие театральные постановки российского и мирового театра (2005г. Мюзикл «В джазе только девушки», 2008г. Мюзикл А.Колкера «Гадюка»). В 2007 году театр удостоен звания дипломанта программы-конкурса «100 лучших товаров России» за создание и прокат спектаклей, интерпретирующих классику в контексте современной театральной эстетики.

Для постановки спектаклей в театре привлекаются лучшие деятели театрального искусства: нар.арт.РФ, лауреат премии «Золотая Маска» Юрий Александров, лауреат премии «Золотая Маска» Григорий Дитятковский, засл.деят.искусств РФ, лауреат премии «Золотая Маска» Александр Петров, засл.деят.РФ и РК, Лауреат Гос.премии Леонид Квинихидзе, Лауреат Гос.премии Гали Абайдулов, нар.арт.РФ Анатолий Бердышев, засл.арт.КАССР Илья Гафт, засл.деятель искусств РФ, лауреат Гос.премии РФ Сергей Грицай, засл. деятель искусств РК, Екатерина Ельфимова, засл. деят.иск. РФ Игорь Гриневич, засл. художник РФ Вячеслав Окунев, засл.художник РФ Владимир Фирер, Лауреат премии «Золотая маска» Степан Зограбян.

Нынешний творческий сезон – пятидесятый, юбилейный для Новосибирского театра музыкальной комедии. «Сезон ожиданий» так обозначен это период в творческих планах коллектива театра. Это и ожидание новых спектаклей, ожидание новых творческих событий, новых поездок, фестивалей и, конечно, ожидание своих любимых зрителей.

Директор – художественный руководитель театра, заслуженный артист России Леонид Кипнис:

- Наш театр, несмотря на свой полувековой юбилей, один из самых молодых из российских театров в своем жанре. Но его история уже полна событиями и успехами, которые могли бы принести признание и более именитым театрам долгожителям.

Но самый главный успех в том, что о нем говорят. Говорят зрители, спорят критики, пишет пресса. Наш театр вызывает интерес и уже одним этим он заслуживает того, что работать в нем, можно считать честью.

«Театр сохраняется традицией, а развивается экспериментом» - этот постулат вполне можно отнести к нашему театру. В репертуаре театра есть и бережно сохраняемая классика, есть и вполне авангардные мюзиклы. Но важнее всего, что за репертуаром, за названиями спектаклей стоят люди. И, как часто бывает в театре, зритель идет не только на название, но и на имя.

Имена артистов нашего театра хорошо известны. Впрочем, за пятьдесят лет театра этих звездных имен было много. Не перестаю удивляться, когда слышу от самых посторонних людей, живущих даже в других городах, один и тот же вопрос - « А артист такой- то у вас еще работает?» И далее звучит уже возглас, в котором слышны отголоски былого восторга и воспоминания от давно испытанного удовольствия: Ох, какой это был … Эдвин, Тасило, Раджами, Кречинский..! Впрочем, об актрисах вспоминают еще чаще.

Никогда не перестану радоваться растерянным отзывам москвичей, приверженцев своих столичных театров. «О! а у нас нет такого спектакля, такого артиста!» Хотя можно было бы уже и привыкнуть. Наш театр уже четырежды (и, дай бог, не последний) участник национального театрального фестиваля «Золотая маска». И там, на ведущих театральных подмостках пять раз одерживал победы, привозя из Москвы в родной город премии и дипломы.

Новосибирскому театру музыкальной комедии – 50!

Безусловно, юбилейный сезон весьма богат интересными сценическими событиями, главным из которых стал мини-фестиваль «Трио-фест-III», который традиционно представляет три лучшие премьеры коллектива. В рамках первого фестиваля артисты театра показали три самых ярких репертуарных спектакля прошлых лет — мюзиклы «Мышеловка», «Дон Жуан. Первая любовь» и «Инкогнито из Петербурга». Для того чтобы лично поучаствовать в фестивальном марафоне, в Новосибирск приехали три именитых гостя — композиторы Александр Журбин, Марк Самойлов и Виктор Плешак.

Марк Самойлов, композитор (Санкт-Петербург)

- 29 декабря 1967 года в Новосибирском театре музыкальной комедии состоялась премьера – «Верка и алые паруса». Это была моя первая премьера в музыкальном театре, и я считаю этот день днем моего рождения как композитора музыкального театра. Именно тогда я понял, что музыкальный театр – моя судьба, моя жизнь, моё счастье. С тех пор я сочинил почти 40 произведений разных жанров – оперетты, мюзиклы, водевили, музыкальные комедии для детей и взрослых. Все они ставятся почти на всех сценах России и за рубежом. Но я всегда помню, что именно Новосибирский театр «родил» меня как театрального композитора и всегда несу в сердце любовь и благодарность к нему. Это прекрасный коллектив, великолепно сбалансированный блистательными артистами, замечательными музыкантами, мудрыми художественными и административными руководителями. По моему глубокому убеждению, Новосибирский театр музыкальной комедии один из лучших (если не лучший!) в России. И сегодня мы продолжаем совместное творчество.

Нынешний «Трио-фест» представил три знаменательные премьеры прошедшего сезона: оперетту Кальмана «Голландочка», музыкальную комедию Канчели «Ханума» и мировую премьеру - мюзикл Колкера «Гадюка».


И.Кальман. «Голландочка».

Если окинуть взглядом историю оперетты, то становится очевидным «женское начало» ее сюжетов. Что в сочетании с мелодрамой и счастливым финалом безусловно обеспечивают ее неизменную востребованность зрителем во все времена, что бы ни происходило в нашей жизни.

Оперетта Кальмана «Голландочка», поставленная главным режиссером театра Элеонорой Титковой, - еще одно яркое тому подтверждение. Легкое комедийно-водевильное действо, повествующее о своенравной принцессе, властительницы некоего мифического государства, отправившейся в Голландию в поисках своего жениха, абсолютно не обременено драматическими нотками. Все легко, изящно, кокетливо, мило, обаятельно, грациозно. Исполнители полны заразительного артистического куража. На сцене торжествует сказка - добрая милая сказка для взрослых.

Режиссер-постановщик спектакля Элеонора Титкова – главный режиссер театра, создатель более 80 музыкальных спектаклей, среди которых вершины творчества Кальмана – «Марица», «Мистер Икс», «Фиалка Монмартра», «Сильва». Работа со студентами в качестве заведующей кафедрой музыкального театра в Новосибирской консерватории способствует режиссерской деятельности Элеоноры Титковой. Талантливые выпускники консерватории постоянно пополняют труппу театра, а шкала назначений на роли всегда безупречна. Обе принцессы Ютты – Наталья Данильсон и Яна Кованько – юны и обаятельны, исполнители роли принца Пауля – Роман Ромашов и Дмитрий Суслов – мужественны и романтичны. Прима театра – заслуженная артистка России Вероника Гришуленко – неподражаема в непривычном для себя комическом амплуа – служанки Элли. Впрочем, две другие исполнительницы этой роли - Марина Ахмедова и Светлана Склемина – делают это ничуть не менее забавно. Великолепно звучит хор под руководством бессменного хормейстера театра, засл.арт.РФ Татьяны Горбенко.

Главный режиссер театра, заслуженный деятель искусств России Элеонора Титкова:

- «Новосибирский театр музыкальной комедии» - это дом, где живёт большой коллектив художников, создающих славу этому театру, этому городу! А какая талантливая, прекрасная молодежь пришла к нам в театр! Как они хотят доказать старшему поколению, что они многое уже могут и как бережно старшее поколение принимает их работы. Конечно, с молодежью надо общаться на их языке, но я считаю, что время в театре не должно меняться в сторону какого-то резкого "душевного авангарда". Театр - искусство души, особенно русский театр, этому меня учили. У актера обязательно должны быть "голова плюс сердце", и я стараюсь объяснять своим студентам, что звук должен идти от сердца. Пребывание на сцене - через сердце. Но к этому еще надо научиться увидеть характер роли, потому что обычных, бледных людей на сцене не бывает. Это очень трудно - совместить и душевные переживания, и яркий характер плюс умение петь, ведь я работаю с вокалистами. Очень мало кому это удается, и очень дорогого стоит. Но когда получается, то я знаю, что выпустила в жизнь Актера. Возможно, этим я и продолжаю то, чему меня научили мои педагоги.

... Я мечтаю как-нибудь ночью, когда никого уже нет в театре, выйти на эту таинственную сцену и произнести названия всех спектаклей, которые я здесь поставила, а это уже около тридцати. И мне кажется, что название каждого спектакля отзовется в тишине зрительного зала определенным чарующим звуком, лицами актеров, которые покинули нас или и теми, что здравствуют и по сей день, радуя наших зрителей своим мастерством.


Г. Канчели. «Ханума»

И кто сказал, что знаменитая сваха Ханума, имя которой давно стало нарицательным, обязательно должна быть комичной неповоротливой, хотя и весьма обаятельной оборотистой толстухой? Ханума Новосибирского театра музыкальной комедии всем своим видом и образом опровергает устоявшиеся каноны. Оказывается, можно быть молодой и обаятельной, но при этом своей эксцентричностью доводить публику до слез от хохота. Этим, собственно, и при этом с большим мастерством и удовольствием занимаются на протяжении всего спектакля Лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска», заслуженная артистка России Вероника Гришуленко и Елизавета Дорофеева. Чего стоит только сцена с мнимой невестой, когда Ханума и приказчик Акоп дурачат старого простодушного князя, выдавая Хануму за его невесту Сону. Князь в панике бежит, и хромающая и картавящая, да еще и кривая на один глаз Ханума в мгновение ока вновь становится статной красоткой, перед которой так и не смогло устоять сердце убежденного холостяка Акопа.

Любви в этом спектакле вообще через край. Что уже говорить о молодой паре Сона и племянник князя Коте, если даже сам старый князь, забыв о единственной страсти к деньгам и удовольствиям, отдает свое сердце юной и свежей «как персик» девушке. Именно здесь режиссер-постановщик спектакля Автандил Варсимашвили добавил чуть пряной горчинки в комическое действо. Может быть, впервые за всю свою долгую и уж точно не совсем праведную жизнь старый князь полюбил. Полюбил всем сердцем, искренне и бескорыстно, и был обманут. Но жизнь все-таки берет свое, праздничная атмосфера, свойственная настоящему грузинскому застолью доминирует.

А над всем этим зримо и осязаемо витает дух старой Грузии. Спектакль «Ханума» - рекордсмен по количеству «народных», задействованных в постановке. В роли Акопа блистает народный артист, Лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» Александр Выскрибенцев, роль князя исполняет старейшина театра – нар. арт. Росси Иван Ромашко. Роль бабушки Ануш исполняет нар. арт. Росии Ольга Васильевна Титкова, ведущая солистка театра, уже 40 лет она блистает на сцене Новосибирского театра музыкальной комедии. В настоящее время она совмещает работу в театре с педагогической деятельностью в Новосибирской консерватории, являясь профессором кафедры музыкального театра, передавая мастерство начинающим артистам.

Использование в качестве элементов сценографии примитивизмов Пиросмани, магазинных вывесок и фотографий старого Тифлиса (художник-постановщик Мирони Швелидзе), стилизованные танцевальные номера в исполнении грациозных красавиц в национальных одеяниях (художник по костюмам Анна Сорокина) в сочетании с обязательной темпераментной лезгинкой, поставленные известным балетмейстером, лауреатом Государственной премии Гали Абайдуловым, легкий грузинский акцент, присущий персонажам, и конечно прекрасная музыка Гии Канчели. Ее великолепно воссоздал оркестр театра под управлением заслуженного артиста России Эхтибара Ахмедова.

Борис Синкин, композитор

- Эхтибар Ахмедов - мастер, дирижерский жест которого внятный и уверенный не дает ни малейшего шанса музыкантам оркестра «потерять страх» и не вступить вовремя или вступить, но вяло и интонационно неуверенно. Это позволяет оркестру театра звучать сочно и стройно в любом динамическом нюансе. Э. Ахмедов, современно мыслящий художник смело использующий современные технологии «подзвучки» аккомпанирующей ткани оркестра и это дает возможность наиболее выпукло и образно выявить «изюминки» в тексте партитуры в виде элегантных оборотов в партии бас - гитары, с элементом невинной импровизации и отважно звучащего малого барабана в ритме лезгинки. Медь и дерево в оркестре Э.Ахмедова звучат ярко, группа струнных очаровывает, характерным для лучших столичных симфонических оркестров легким присвистом в унисонах первых скрипок, и вальяжным звучанием альтов и виолончелей.


А. Колкер «Гадюка»

Мюзикл Александра Колкера, созданный по повести А.Толстого, перевернул с ног на голову обывательское представление о самом театре, его возможностях, свойственной ему тематике и репертуаре. Театр на практике доказал, что в его имени ключевым является слово «музыкальный», и уже затем он театр «комедии». Авторы мюзикла не идут в разрез с первоисточником – комедией здесь и не пахнет. Это – мюзикл-драма, а точнее сказать – мюзикл-трагедия. Изломанная, исковерканная, раздавленная женская судьба, без ответа на извечный вопрос, кто и что стало причиною тому. Сильная личность, та, что «коня на скаку» оказывается на месте кровавого разлома в жизни России. И чем сильнее, чем страшнее обрушивающиеся удары, будь то попытка насилия, или ужасы гражданской войны, тем жестче и сильнее становится главная героиня, бывшая гимназистка Ольга Зотова. Но самое тяжкое испытание не в огне и крови войны. Несгибаемая в бою душа гибнет в мирное время – разбивается о любовь. И ничего нет на свете страшнее…

Спектакль идет как будто на одном дыхании, отсутствие разговорных диалогов с лихвой компенсируется говорящей пластикой действия. Режиссер-постановщик «Гадюки» и его хореограф Гали Абайдулов не просто поставил спектакль. Он словно прожил жизнь каждого героя, понял, оправдал и полюбил каждого персонажа и заставил артистов и зрителей сопереживать им. В «Гадюке» нет правых, нет виноватых. И бандит Брыкин в исполнении молодого талантливого солиста театра Ярослава Шварева - не причина страданий главной героини Ольги Зотовой, его душа больна не менее, его сердце тоже разбилось о любовь. И все это непросто слова – это звучит в музыке, от первой до последней ноты. До финальной паузы – как задержанное дыхание последнего вздоха. Пустота, обрыв, крах?.. Нет - аплодисменты удивления и восторга. Все-таки Новосибирский театр музыкальной комедии сначала «музыкальный», и, конечно, далеко не только «комедии».

Одно из самых сильных потрясений спектакля – исполнительница главной роли Ольги Зотовой Елизавета Дорофеева. Стопроцентное попадание в образ, мощная энергетика, бьющая со сцены – актриса играет эту трагедию от спектакля к спектаклю все с более яростным накалом. Ей невозможно не поверить, зал вновь и вновь замирает пораженный. Смерть не зрима, но настолько осязаема, что в напряженной атмосфере зала трудно дышать.

Гали Абайдулов, хореограф (Санкт-Петербург), Лауреат Гос.премии

- В спектакле нет ни красных, ни белых. Вместо этого - отстраненный, обобщенный взгляд, Исторический пласт - это внешние обстоятельства, в которых действует Ольга Зотова. Плюс к этому тема женской судьбы - от девочки-гимназистки до красной кавалеристки и совслужащей. С потерей любви, разрушением идеала. Это типичная история любой русской женщины.

Леонид Квинихидзе, режиссер (Санкт-Петербург), заслуженный деятель искусств РФ и РК , Лауреат премии «Золотая маска»

- Руководство новосибирской оперетты не хочет останавливаться на классической оперетте. Оно понимает новые потребности публики и старается сделать что-то в плане новых музыкальных спектаклей XXI века. Сейчас — это попытка создать настоящий мюзикл. Что, кстати, не отменяет классической оперетты — она обязательно должна быть. Но должен быть и мюзикл, раз этого хотят зрители. Просто не стоит переиначивать оперетту, пытаясь привести ее к мюзиклу. Это два разных жанра.

Юбилей – это не только повод разнообразить творческую жизнь, но и прекрасный повод сделать небольшую паузу, оглянуться назад, вспомнить, как все начиналось.

«2 февраля телефон в администраторской театра оперы и балета звенел, не умолкая ни на одну минуту, - рассказывала корреспонденту газеты «Молодость Сибири» свидетель тех событий О. Александрова. - Десятки людей просили, умоляли, требовали «устроить» хоть один билетик на открытие музыкальной комедии. Огромный зал не мог вместить всех желающих попасть в этот вечер в театр. На окошечке кассы висел плакатик с безжалостными словами: «На «Вольный ветер» все билеты проданы». Эти же слова повторяли охрипшими от беспрестанных переговоров голосами администраторы по телефону…Театр музыкальной комедии! Как долго мечтали о нем новосибирцы, и поэтому нет ничего удивительного в том, что столько людей непременно хотели присутствовать при рождении этого коллектива, побывать на самом первом спектакле». В этот день Новосибирский театр музыкальной комедии сделал свой первый самостоятельный шаг: Это и был по существу день его рождения.

Театр музыкальной комедии создавался как филиал НГАТОиБ, и в первый год существования молодого театра все спектакли шли на сцене Большого театра Сибири. И только через год премьерой музыкальной комедии Б.Александрова «Свадьба в Малиновке» театр начал работу в своем новом здании.

Вот как вспоминает эти дни в своей книге «У моря Обского» старейшина театра Иван Ромашко: «Целый год, пока строилось наше здание, мы работали в оперном. И слава богу, что музкомедия была создана при таком великолепном театре! Прекрасные музыкальные традиции, высокопрофессиональная музыкальная культура. И голоса, и оркестранты, и балетная труппа формировались из питомцев оперного. Они принесли к нам свою выучку, свое мастерство, свое искусство. Поэтому мы сразу заявили о себе6в полный голос! Мы все были исполнены энтузиазма, горели, но нам так хотелось поскорее перебраться «к себе». Мы ходили в гости к строителям, давали им концерты и торопили: «Ребята, скорее стройте!»… «В общем наш театр заявил о себе. Да он и не мог не заявить – ведь в нем на первых порах пели оперные артисты. Но и у нас уже были свои звезды. Аркадий Воронцов – блестящий комик. Он первый в театре получил звание заслуженного. Ирэна Велланская стала второй по счету актрисой, получившей звание. Артист Рыжков пришел к нам из «Красного факела» и стал выдающимся комиком. Потом приехала большая группа выпускников ГИТИСа с отделения музкомедии – Савич, Прохоров, Ладыженская, Оджубейская, Холодков – все очень талантливые люди. Эта группа и составила ядро театра. У нас же, на нашей сцене, начинали такие звезды московской оперетты, как Васильев, Орловецкий, Паньков. Их быстренько забрали в столицу – мы стали ковать кадры для знаменитых театров!»

Герард Васильев, нар. арт. России, солист театра Московская оперетта

- Новосибирский театр музыкальной комедии – мой родной театр. Да, родной и бесконечно дорогой моему сердцу театр, где началась моя актерская стезя. Работы было много. Я так окунулся в это… Был нужен, востребован. Шутка ли, одну роль сыграл и меня сразу директор спрашивал, что я дальше хочу сыграть. Сыграл Эдвина, потом «Верку и алые паруса», потом «Цыганский барон», потом мы с Лидой решили, что надо немножко отдохнуть и поэтому только Орловского, потом репетировал Данило и Хиггинса…

… В Новосибирском театре была удивительная атмосфера. Я, например, не помню каких-либо интриг, не помню, чтобы кто-нибудь пытался перетянуть меня из одного враждебного лагеря в другой. Да и не было таких лагерей. Наверно, это на всю жизнь определило мои отношения в театре.

Юрий Александров, режиссер, Президент Ассоциации Музыкальных Театров, народный артист РФ, Художественный руководитель-директор Камерного музыкального театра «Санктъ-Петербургъ опера»

- Новосибирский театр Музыкальной комедии на протяжении полувека вносит свой вклад в театральную жизнь России. Участие в российских и международных фестивалях, постоянное стремление к творческому эксперименту, сочетание новаторства и бережного отношения к классике, активное сотрудничество с Ассоциацией Музыкальных Театров в реализации различных проектов - вклад вашего коллектива в развитие театральной культуры России трудно переоценить. Сегодня Новосибирский театр музыкальной комедии это – талантливый разносторонний творческий коллектив, это яркие интересные постановки, как в жанре классической оперетты, так и в области музыкальной комедии и мюзикла, это новые театральные проекты, это веселые детские музыкальные сказки. Но, главное, это театр, у которого есть свой зритель, зритель благодарный и преданный искусству музыкального театра.

Итак, сезон еще в самом разгаре и впереди много событий. Любителей творчества коллектива театр впереди ждет увлекательное путешествие с любимым театром по сезону ожиданий, потому что главное для театра – не обмануть ожидания своих зрителей!