ПОДНИМИТЕ МНЕ ВЕКИ! «ВИЙ» НА СЦЕНЕ МУЗКОМЕДИИ
ПОДНИМИТЕ МНЕ ВЕКИ! «ВИЙ» НА СЦЕНЕ МУЗКОМЕДИИ

Дата публикации: 30 Апреля 2015

Марина Чайка, журнал «Мираман», 30 апреля 2015 года

Летающая панночка, пугающая нечисть, вызовы бессмертной душе и, конечно же, любовь, - все это мюзикл «Вий» на основе одного из самых мистических произведений русской литературы. Премьера состоялась 25 апреля в Новосибирском театре музыкальной комедии.

О сюжете

Авторы - новосибирский композитор Андрей Кротов и его супруга, автор либретто – Нонна Кротова соединили в мюзикле гоголевскую инфернальность, казачий быт на хуторе, тонкие нотки любви и идею вечной борьбы добра со злом. Текст и сюжет не сильно расходятся с оригиналом.

Три студента киевской бурсы заблудились в степи и попросили ночлега на отдаленном хуторе. Один из них - Хома Брут заночевал в хлеву, куда среди ночи явилась хозяйка-старуха, оказавшаяся ведьмой. Студент сумел освободиться от ее чар и сбросить нечистую силу, вздумавшую покататься на его плечах. Умирающая старуха превращается в прекрасную панночку. По приказу Сотника возле тела покойной герою предстоит отстоять службу три страшных ночи…
 
О персонажах

В постановке можно увидеть и привычные пугающие сцены: полет ведьмы, знаменитое «Поднимите мне веки!», и яркие зарисовки уклада хуторян. А вот традиционными персонажами авторы не ограничились. В мюзикл добавили новое действующее лицо - кроткую девушку Алену. Бесстрашная со светлой душой, она единственная способна противостоять нечисти и, возможно, спасти душу Хомы.

О том, удалось ли ей это, и вспыхнула ли между главным героем и поселянкой любовь, зритель должен догадаться сам. Финал оставили открытым. Мне показалось, что Алена, скорее ангел Брута. В мюзикле есть впечатляющая сцена: на Хому, трясущегося от страха перед третьей ночью в церкви, девушка накидывает белый платок. Укрывает его, словно крыльями. А потом с помощью этой же белой материи как бы помогает душе главного героя вырваться из окружившего его зла. Но образ, как и задумывали авторы, свободен для прочтения.
 
О балете
Из пластической части мюзикла впечатлили разудалый пляс казаков и балет во время метаморфоз - из прекрасной Панночки в старуху. Особенно запомнился надрывный танец главного героя перед гибельной третьей ночью. Отчаяние смешалось с неистовой внутренней борьбой. Хома храбрится, как может, мечется по сцене, словно в агонии чеканя слова:
Пошел по кругу чечетку бьет,
Пошел вприсядку – подметки рвет.
Так разошелся, аж валит дым,
И кто кого еще поглядим.

Для постановки спектакля был приглашен режиссер и балетмейстер из Санкт-Петербурга Гали Абайдулов. Работа с гостем уже принесла театру две «Золотые Маски» за мюзикл «Гадюка». В «Вие» Гали Мягазович принял участие как постановщик спектакля и автор его пластической драматургии.

О декорациях

Универсальные декорации-трансформеры, сделанные по макету санкт-петербургского художника Кирилла Пискунова, в считанные секунды превращались то в пейзажи ночной степи, то в подворье сотника, то в заброшенную церковь.

Специфической религиозной атрибутики не было, зрителю предлагались лишь контуры с оригинальными деталями. К примеру, «спасительный круг» с десятками зажженных свечей эффектно взмывал вверх, оставляя за собой «хвост» холодного почти потустороннего света. Как говориться, аж мурашки по телу.
 

Время ведьм, - судачат на хуторе. Из дымки тумана иногда появлялась полная луна. Светило не отличишь от настоящего! Как рассказал директор театра Леонид Кипнис, с этой деталью декораторы изрядно помучились. Нужно было придать луне цвет и свет таким образом, чтобы она не казалась нарочито искусственной и в то же время соответствовала мистическому образу спектакля. По-моему, удалось.

Об актерах

Во время подготовки к мюзиклу труппа пополнилась, появились новые яркие звездочки. Главные роли, наряду с опытными артистами, доверили дебютантам. Хому Брута играет Михаил Полубоярцев, не так давно окончивший театральный институт.

Задача ему досталась не из легких. Актер все время на сцене, и уходит лишь на полторы минуты за все действо. Впечатлили пластика и драматургия роли. Из развеселого студента киевской бурсы, не помнящего до конца ни одной молитвы, герой превращается в молодого старика с седыми волосами, дрожью в теле и терзающей его внутренней борьбой со страхами. 

Партию Панночки исполнила молодая актриса Евгения Палицына. У нее получилось одновременно испугать и восхитить зрителей. Роль завязана на контрастах: живая или мертвая, пленяющая или опасная, прекрасная девушка или безобразная старуха-ведьма. «Аж страшно становится, когда она петь начинает», - перешептывались зрители на соседних креслах.
 

Леонид Кипнис, директор Новосибирского театра музыкальной комедии:

- С этой постановкой все было непросто. Сама идея и ее воплощение попала в контекст, который в последнее время вызывал очень специфический интерес в городе. Многие с напряжением ждали, что у нас может случиться повод для скандала. Но ничего такого мы не пытаемся учинить, очень бережно ко всему относимся. Даже у потусторонних сил не было повода нас разыгрывать во время подготовки мюзикла.

Что касается материала, то он довольно сложный и необычный. Артистам приходится совмещать вокал и тяжелый физический труд в плане пластики. Ведь практически каждое слово, каждый звук визуален, параллельно решен в пластическом выражении. Гали Мягазович перед итоговой репетицией выжил из актеров последние соки, и этот пот упорного труда дорогого стоит. При этом все работают с большим удовольствием. И судя по отзывам пап-мам актеров, которые всякими способами «просачивались» на репетиции и зрителей, пришедших на премьеру, спектакль должен пользоваться успехом!

Оригинал: http://miraman.ru/posts/1115