ЛЕКАРСТВО ОТ ВЕЧНОСТИ
ЛЕКАРСТВО ОТ ВЕЧНОСТИ

Дата публикации: 15 Января 2018

Лекарство от вечности

Евгения Буторина. Пенсионеры онлайн. 

Под Новый год в Новосибирском музыкальном театре прошла премьера мюзикла Владимира Баскина «Средство Макропулоса». Премьера в зеленых цветах - в тон новогодней елки - стала событием в жизни театра. Удивительная прима Эмилия Марти - Дарья Войналович – появляется в городе, и к ее ногам падают все мужчины, начиная от ее же наследника Грегора (Михаил Полубоярцев) и заканчивая его адвокатом (удачная роль Вадима Кириченко). Все первое действие выстроено очень логично и интересно. На фоне бесконечных картотек, в которых можно скрыть и адвокатскую контору, и сцену и улицу, Эмилия Марти морочит голову мужчинам, и они от этого в восторге. Обиды и претензии начинаются после, когда все поклонники оказываются отвергнутыми.

Режиссер спектакля - член жюри «Золотой маски» Екатерина Василёва, и на один из первых спектаклей прилетели члены жюри театральной премии. Говорят, им спектакль понравился. Впрочем, неудивительно, ведь налицо все слагаемые успеха. Во-первых, сам драматургический материал. Размышления о бессмертии, природе творчества и природе любви – это всегда интересно. Особенно когда в основе мюзикла лежит пьеса парадоксального Карела Чапека. Во-вторых, написан мюзикл Владимиром Баскиным, одним из самых ярких, интересных современных композиторов. Его мелодии запоминаются, и артистам есть что петь.

В-третьих, в спектакле немало мужских выигрышных ролей. А в нашем музыкальном театре на сегодня собралась целая когорта талантливых артистов, которые радуют зрителей. В роли юного Грегора блистает Михаил Полубоярцев, Роман Ромашов очень органично перешел из уже привычного амплуа лирического героя в характерные, его Ярослав Прус радует новыми красками . Интересен и Антон Лидман в роли сына Янека. Особенно если не присматриваться к головному убору и не обращать внимания на странные для двадцатилетнего человека игрища с игрушечным самолетиком. Но здесь артист ни при чем – если режиссер считает, что так определяется романтичность юноши, значит, приходится прыгать по лесенкам с самолетиком... А трио этих героев в конце первого действия над спящей героиней сразу отсылает и к знаменитому трио из «Собора Парижской Богоматери» и доказывает, что в мюзикле все же главное – это музыка и голоса артистов. Потому что даже убогий, невыразительный стихотворный текст растворяется в звучании голосов и становится искусством.

С текстами в современных мюзиклах вообще беда. Особенно когда дело касается рифмованных строк. Убогие глагольные рифмы, тяжелые для восприятия размеры, строфы, в которых слова расставлены совершенно произвольным образом. Запомнить, что поют персонажи, практически невозможно, остается лишь поражаться профессионализму артистов, которые умудряются это спеть и даже отыграть. Зрителям запомнить и расслышать этот текст удается хуже. Но, к счастью, в мюзикле достаточно много прозаического текста, поэтому смысл все же улавливается. И музыкальная история о том, что в вечности нет ни творчества, ни радости, ни любви, трогает сердца. Второе действие развивается, однако, менее логично. Но заключительная сцена, в которой бесстрашная красавица принимает решение отказаться от вечной жизни и как по лестнице эшафота поднимается по ящикам картотеки, в которой собраны ее досье, выстроена очень выигрышно и интересно. И музыкально финал выглядит очень драматично и ярко.

Художником постановки выступает молодая художница Софья Кобозева. Ее декорации оригинальны и интересны. А вот с костюмами – не лучшее решение. Может быть, стоило привлечь специалиста именно по костюмам? В прежних постановках музыкального театра именно они были сильной стороной. А здесь – нелепый парик, невыразительные платья, костюмы, которые работают не на образ персонажа, а скорее против него…Впрочем, петь артистам костюмы не мешают. И, поскольку главным в мюзикле все же является музыка, слушать его стоит.

Евгения Буторина

Фото Дарьи Жбановой