ДУЭЛЬ С САМИМ СОБОЙ
ДУЭЛЬ С САМИМ СОБОЙ

Дата публикации: 28 Июня 2013

Ирина ТИМОФЕЕВА. Ведомости, 28 июня 2013 г.

В репертуаре Новосибирского театра музыкальной комедии появился ещё один спектакль — мюзикл «Сирано де Бержерак». Режиссёр Александр Лебедев решился на хитрый ход — разделил заглавную роль на три партии. Гасконцы Си, Ра и Но отражают разные ипостаси героя: храброго воина, поэта, который своей язвительной рифмой ранит больнее шпаги, и, наконец, несчастного влюблённого, открыться которому мешает его огромный нос.

Имя Сирано давно уже стало нарицательным для обозначения человека с физическим недостатком, который от одного упоминания носа готов вызвать обидчика на дуэль. Образ героя знаменитой пьесы Эдмона Ростана, написанной в 1897 году, имел реального прототипа, Эркюля Савиньена Сирано де Бержерака — поэта, писателя, драматурга, гвардейца, но оброс легендами. Например, что, являясь отчаянным дуэлянтом, тот так ни разу и не был побеждён. Или что однажды он выиграл бой с сотней противников, что, кстати, нашло отражение в пьесе. Но виртуозно владеющий как словом, так и шпагой, бесстрашный Сирано превращается в ранимого юношу рядом с кузиной Роксаной и тайной своего сердца. Исполнить эту биполярную роль — мечта любого актёра. Михаил Казаков, Юрий Соломин, Константин Райкин, Сергей Безруков играли Сирано на российских подмостках. В версии главного режиссёра новосибирского театра Александра Лебедева де Бержерак появляется на сцене сразу в нескольких воплощениях, и три актёра (в одном из составов это народный артист РФ Александр Выскрибенцев, а также Евгений Дудник и Дмитрий Савин), передавая легендарный нос, как эстафетную палочку, обогащают образ красками своей игры.

К слову, это не единственная находка режиссёра спектакля. В известном сюжете, адаптированном для музыкального театра композитором Владимиром Баскиным, а также автором либретто и поэтом Константином Рубинским, появились новые персонажи. Наряду с привычными героями пьесы: бароном де Невильетом, внешне очаровательным, но, увы, пустым юношей, в которого влюблена Роксана, графом де Гишем, другом Сирано Ле Бре, единственным, кто узнает о тайне сердца де Бержерака от него самого, — в постановке возникли маски, обличающие человеческие пороки. Предрассудки, лицемерие, подлость, глупость, клевету, ложь, зависть, тщеславие, похоть, лень — все эти качества нанизывает на острый клинок сатиры заглавный персонаж.

Впрочем, нередко в спектакле герои скрещивают и настоящие шпаги. Для постановки зрелищных фехтовальных сцен мюзикла в Новосибирск был приглашён Василий Лукьяненко — педагог по пластике, киноактёр и каскадёр.

От беззаботного комедийного духа, праздника острословия и ярких красок, который максимально проявился в кондитерской, будто бы списанной из детской книжки с цветными картинками, к началу второго отделения спектакля не остаётся и следа. Мир подминает под себя война. Апофеозом батальных сцен, в которых вспыхивают красным «шрамы» декораций, становится танец смерти, а светопись видеоарта погружает в настроение, в котором сливаются горечь и восторг. Это состояние также создают оркестр и музыка Владимира Баскина. Темы, которые казались легкомысленными, летящими, как тюль, тяжелеют, настаиваются к финалу. И романтическая история о том, кто, всю жизнь, вступаясь за уродство, защищал красоту, а, не проиграв ни одной дуэли, со шпагой или эпиграммой, потерпел поражение в единственном поединке — с самим собой, от этого становится объёмнее.