АЛЕКСАНДР НОВИКОВ О РАБОТЕ ДИРИЖЕРА В МЮЗИКЛЕ "12 СТУЛЬЕВ"
АЛЕКСАНДР НОВИКОВ О РАБОТЕ ДИРИЖЕРА В МЮЗИКЛЕ "12 СТУЛЬЕВ"

Дата публикации: 16 Апреля 2013

Наталья Паначева. Mask book, живой проект Золотой маски, 16 апреля 2013 г.

В постановке звучит музыка Геннадия Гладкова из одноименного фильма. Есть ли какая-то специфика музыкального оформления в мюзикле?

- Дело в том, что в мюзикле, помимо музыки из фильма, еще много другой музыки, которую Гладков написал специально для сценической версии. А что касается специфики, то, наверное, нет никакой специфики. Что вы имеете в виду?

Она чем-то отличается от фильма?

- В мюзикле она занимает более значимое место, нежели в фильме, играет драматургически более важную роль. Пожалуй, в этом и есть специфика.

Почему была взята именно музыка из фильма? Были ли идеи написать что-то новое?

- Музыка из фильма уже полюбилась поколениям зрителей, она является шлягером на все времена. Но для полноценного мюзикла ее недостаточно. Поэтому позже, когда писалось либретто к спектаклю, Гладковым была дописана еще какая-то, причем большая, часть музыки. Появились такие замечательные номера, как, например, «Печальная песня Остапа» и «Призраки Воробьянинова», которые значительно углубляют образы главных героев.

Как Вы готовите музыкантов к исполнению произведений? Ведь они воспринимают спектакль не так, как актеры.

- В этом спектакле практически нет деления на музыку и прозу. Текст и музыка, переплетаясь, идут сплошным потоком. От артиста оркестра как никогда требуется быть не просто аккомпаниатором, а соучастником того, что делается на сцене, жить одним дыханием с актером, что достигается обилием нюансов. А идем к этому традиционным путем: партитура, оркестровые голоса, нюансы, штрихи, темпы…

Согласны ли Вы с утверждением, что дирижер является центральной силой спектакля?

- Насчет «центральной силы» сказать не могу. Но есть вещи, которые зависят исключительно от дирижера. Он выстраивает темпо-ритмическую партитуру спектакля непосредственно в момент его исполнения; «ведет» актера в момент действия, помогая ему быть выразительным, точным, максимально реализовываться в спектакле.

Какими качествами должен обладать успешный дирижер?

- Это очень сложный вопрос. Здесь стоит уточнить, кто, по-вашему, успешный дирижер.

Что для Вас является критерием успеха?

- Успешный дирижер – тот, у которого есть свой коллектив, у которого есть театр, есть возможность дирижировать, исполнять музыку, которую хотел бы исполнять. Я считаю, что мне повезло во многом в жизни: я являюсь главным дирижером Театра Музкомедии и имею возможность ставить спектакли с нашими замечательными артистами, работать с моим другом, режиссером Александром Лебедевым. А еще я являюсь дирижером Новосибирского театра оперы и балета, который был для меня профессиональной школой, в котором я вырос и работаю по сей день, имея возможность дирижировать оперы и балеты.