МЮЗИКЛ О ЗВЕЗДАХ И ЛЮБВИ
МЮЗИКЛ О ЗВЕЗДАХ И ЛЮБВИ

Дата публикации: 30 Марта 2017

30 марта 2017 года. Газета "Бумеранг". Текст и фото Лилии Вишневской.

Мюзикл о звездах и любви

30 Марта 2017

«Безымянная звезда» Филиппа Разенкова засияла в Новосибирске

25 и 26 марта в Новосибирском театре музыкальной комедии состоялись премьеры мюзикла Александра Шевцова «Безымянная звезда» по пьесе румынского драматурга Михаила Себастьяна...

Прекрасная история любви Эта прекрасная история любви хорошо известна российскому зрителю по фильму, снятому в 1979 году Михаилом Козаковым с Анастасией Вертинской и Игорем Костолевским в главных ролях. Новосибирскому зрителю спектакль знаком благодаря фестивалю «Другие берега», а в 2013 году «Безымянную звезду» в постановке режиссера Ксении Торской на сцене Новосибирского театра музкомедии исполнила труппа Северского Музыкального Театра.

...Действие происходит в одном провинциальном городке, который настолько мал, что все его жители знают друг друга, и настолько провинциален, что любимым занятием горожан являются сплетни и пересуды. А главным развлечением горожан долгие годы остается встреча столичного экспресса. Он следует через маленькую станцию без остановки, но к моменту его появления на вокзале собирается всё местное общество.

И вот однажды жители городка стали свидетелем невероятного события: на их станции совершил остановку поезд «Синая – Бухарест» – впервые за всю историю существования этого маршрута! Как выяснилось, кондуктор остановил состав, чтобы высадить безбилетную пассажирку – красивую молодую даму в шикарном платье, которая пыталась расплатиться за проезд фишками из казино. Нарушительница поначалу устроила скандал, возмутившись тем, как с ней поступили железнодорожники, но затем, поняв, что попала в затруднительное положение, расплакалась. Местный учитель астрономии господин Мирою пожалел прекрасную незнакомку, которая оказалась ночью одна в незнакомом месте без денег и документов, и предложил ей остановиться у него дома, а сам собрался переночевать у своего друга, учителя музыки господина Удри. Но эта ночь прошла совсем не так, как предполагал Марин. Ей суждено было стать самой удивительной ночью в его жизни...

«Я всегда стараюсь делать то, что мне нравится!»

В этой постановке театр впервые сотрудничает с режиссером Филиппом Разенковым. О пьесе и театре, о мюзикле и опере, и о том, что ни одна звезда не отклоняется от своего пути, мы побеседовали с Филиппом накануне премьеры.

 

– Как же вас нашли – режиссера, который ставит преимущественно оперную классику, и откуда взялась «Безымянная звезда»?

– Как-то всё происходит в этой жизни. Мы общаемся друг с другом, участвуем в фестивалях, конкурсах. Мир театра на самом деле довольно тесен. И вот однажды в конце ноября мне позвонили и сказали: «Ну что, Фил, давай, собирайся, поехали!» (смеется). Предложение поставить мюзикл я получил от художественного руководителя театра Леонида Михайловича Кипниса. Оно стало для меня приятным сюрпризом. Приятным – потому что Новосибирский театр Музыкальной комедии является одним из ведущих в стране, входит в четверку лучших в России театров оперетты и музкомедии. Предложение было заманчиво, как и само название. Не избитая, качественная, серьезная драматургия. А когда послушал музыку Александра Шевцова, еще больше вдохновился – так удачно сошлись звезды!

– Как вам работалось в новом жанре?

– Я уже ставил детские спектакли и детские мюзиклы, была даже комическая опера, в которой довольно много разговорных сцен. Но в жанре «взрослого» мюзикла – это первый большой опыт и совершенно другая работа. Естественно, были сложности, но связаны они в основном с содержательной стороной постановочного процесса.

– Сколько времени заняла подготовка спектакля?

– Шесть недель. Это нормальный график с ежедневными репетициями – утром и вечером. Экстремальный для меня график – 4 недели, 2 месяца – это уже все устают и надоедают друг другу. А полтора месяца – золотая середина. Есть время и поискать, и попробовать, поменять что-то. И не надоесть друг другу (смеется). Я рад, что в спектакле играют молодые артисты, которые горят своей работой... С другой стороны, чтобы эту историю искренне сыграть, надо какие-то вещи в жизни испытать, какие-то вехи пройти. Но от репетиции к репетиции картина меняется в лучшую сторону, и, думаю, к премьерным показам мы выйдем на пик чувств и эмоций...

– Чем обусловлен выбор музыкального материала?

– Изначально планировалась музыка Марка Самойлова. В Красноярском театре идет именно эта постановка «Безымянной звезды». Но когда главный дирижер Александр Новиков и Леонид Михайлович внимательно послушали музыку, написанную Александром Шевцовым, поняли, что этот вариант для нас является более подходящим.

– Подбором актеров вы занимались?

– Поскольку я не так хорошо знаю артистов, то доверился художественному руководителю театра и считаю, мы попали везде. Леониду Михайловичу Кипнису удалось собрать потрясающую постановочную команду! Замечательный хореограф Татьяна Безменова. Необычайно талантливый человек, и этот спектакль очень сильно двинула вперед. По сути, она является не только хореографом, но и сорежиссером «Безымянной звезды». Одним словом, мне безумно повезло, и я надеюсь, это не последняя моя работа с Новосибирским театром Музкомедии.

– А какой, по-вашему, должна быть главная героиня?

– Интересный вопрос. Она не должна быть «голубой героиней», не должна просто иллюстрировать всю эту историю. Напротив, быть живым человеком: простым и капризным, трогательным, немного смешным и наивным. Само действие происходит в Румынии, и высшее общество, показанное Михаилом Себастьяном, в каком-то смысле тоже пародийное. Я рад, что нам удалось сохранить пародийность и иронию по отношению к главным героям, отнестись к истории немножко с юмором. Самая большая сложность этого спектакля – не нарушить соотношения гротескового момента по отношению к обществу, сохранив при этом серьезность самой истории, не перейдя в комикование.

«Мне очень хочется, чтобы спектакль по-настоящему трогал зрителя, заставлял задуматься. Даже несмотря на то что в пьесе много юмора, который мы хотим сохранить, чтобы действо не стало пресным и нравоучительным. В нем есть элементы и трагического, и комического. И найти эту золотую середину, соблюсти баланс – самое сложное для постановщика...». Режиссер Филипп Разенков

– На вас не давил авторитет фильма «Безымянная звезда» с Игорем Костолевским и Анастасией Вертинской? Согласитесь: это один из шедевров советской кинематографии, и добавить что-либо в трактовку образов, кажется, просто невозможно...

– Скажу честно: авторитет не давил. Фильм замечательный, один из моих любимых, но... Лично мне в нем всегда не хватало музыки. Каждый раз после просмотра оставалось ощущение, что я бы его сделал чуточку иначе. И это стойкое желание – сделать нечто непохожее на фильм, жило внутри. Наконец-то такая возможность появилась!

– Иначе – это как?

– Понимаете: очень важна суть самой истории. Это не история одной ночи и одного свидания. Всё гораздо серьезнее. Это история о том, стоит ли вообще жить ради таких моментов или лучше их избегать? Мне кажется – стоит, даже если потом остаются одни воспоминания. Кроме того, для меня важна мотивировка – почему эта любовь обречена? Возможно, потому, что окружающие не дают героям ни единого шанса начать новую жизнь. Это злободневная тема на все времена! Агрессия общества по отношению к тем, кто этому обществу абсолютно не мешает, живет в своем мире…

Вы считаете, если бы общество снисходительно отнеслось к героям, конец истории был бы счастливым?

– (Задумывается). Пожалуй, нет. Общество не основная причина. Основная причина все-таки в том, что…

– Ни одна звезда не отклоняется от своего пути...

– Да. Точнее не скажешь...

– Вам предлагали работать в Мариинке, и вы отказались. Если не секрет – почему?

– Мариинский театр – очень сложная машина. Мне предлагали работу в должности ассистента режиссера. Как вы понимаете, она менее творческая, нежели моя нынешняя. Сейчас я лечу в Уфу, чтобы приступить к должности главного режиссера Башкирского театра оперы и балета.

– И последний вопрос. Вы попробовали себя в мюзикле, открылись в новом жанре. Есть желание продолжать?

– Конечно, я всегда стараюсь делать то, что мне нравится!

«Жанр мюзикла мне нравится тем, что в отличие от оперы предполагает большую свободу, он более мобилен. Мы прекрасно понимаем, что все лучшие образцы оперного жанра уже созданы, а у мюзикла всё еще впереди. «Безымянная звезда» – материал с замечательной драматургией! Сильная сторона мюзикла, которая меня очень привлекает, заключается в том, что он, сохраняя в себе легкость, не становится легкомысленным, а несет в себе важную идею, как и подобает искусству театра. Мне нравится в мюзикле соотношение содержания и формы, хотя в этом, безусловно, есть свои сложности для постановщика…». Режиссер Филипп Разенков

...Спектакль Филиппа Разенкова – это рассказ о двух мирах. Мир Моны – мир молодых, властных, привыкших сорить деньгами людей. Где настоящие только бриллианты, а чувства – фальшивые. И мир учителя-чудака Мирою, который умеет не замечать убогости жизни, а накопленные 22 тысячи лей тратит на редкую книгу. Его жизнь посвящена совсем другому: он открыл новую звезду! И эти два мира столкнутся в битве за одну женщину – простой учитель Марин и «золотой мальчик» Григ. Победит последний. А на робкого астронома в его нелепом костюме рухнет небо дождем из блесток – то небо, в которое он смотрел столько лет в поисках своей звезды. И на которое теперь будет смотреть совсем другими глазами...

Филипп Разенков. Главный режиссер Башкирского театра оперы и балета. Окончил Республиканский музыкальный колледж – дирижерско-хоровое отделение, затем РАТИ-ГИТИС – факультет музыкального театра по специальности «Режиссер музыкального театра» (мастерская Дмитрия Бертмана). Помощник режиссера в Московском театре «Новая Опера им. Е.В. Колобова», режиссер Северо-Осетинского Государственного театра оперы и балета. В качестве ассистента работал с режиссером Keйтом Варнером в постановке оперы К. Пендерецкого «The Devils of Loudun» (Teatr Wielki Opera Narodowa, Варшава). С 2013 по 2017 год – главный режиссер Театра оперы и балета Удмуртской Республики.