«С ГОГОЛЕМ НА ДРУЖЕСКОЙ НОГЕ»
«С ГОГОЛЕМ НА ДРУЖЕСКОЙ НОГЕ»

Дата публикации: 19 Января 2006

Яна Колесинская. Газета «Новосибирские новости», 19 января 2006 г.

Накануне Нового года, а также Рождества театр музыкальной комедии давал премьеру, какая только и нужна для беззаботного праздничного настроения - мюзикл «Инкогнито из Петербурга» в постановке главного режиссера Элеоноры Титковой. Музыку и либретто для провинциальных зрителей написали петербуржцы Виктор Плешак и Олег Ернев.

С Моцартом нынче знакомятся по мелодиям в мобильниках, с Гоголем - по либретто «Ревизора». Но вряд ли авторами и постановщиками двигали просветительские задачи, скорее, развлекательные, для чего в театре музкомедии имеются традиции и предпосылки. В данном контексте не должно возникать вопроса, зачем «вечно актуальную историю гоголевского «Ревизора», как сказано в программке, «пересказывать современным языком». Если для ценителей изящной словесности текст Гоголя не устаревает, как и его грусть-печаль, то любителям «паренья эдакого» не требуются литературные завихрения и философские изыскания. Главное, чтоб было живенько. Олег Ернев пересказал классическую комедию своими словами в духе худшего С. Михалкова; актеры бойко эти слова произносят и распевают. И в этом - очень современный подход, соответствующий запросам массовой публики.

Никакой это не мюзикл, скорее, водевиль: водевильны и городничий, и его подчиненные, и его гости. И в этом, как облака в дождевой луже, отражается сегодняшний день. Так, в образах Анны Андреевны и Марьи Антоновны просматривается тенденция взаимоотношений между полами: мужчине не нужно прикладывать усилий в завоевании женщины, любовная инициатива исходит теперь от нее. Маша и мамаша, ничуть не смущаясь, борются за вожделенного Хлестакова, обе рвутся замуж и даже появляются в одинаковых свадебных платьях, будто бы у бедолаги Городничего двоится в глазах. В сцене разоблачения выясняется, что «Антон Антоныча ждет маленький сюрприз: жена и дочь родят». Очень характерная для провинции ситуация. В столицах-то дамочки научились устраивать свою судьбу самостоятельно, от мужчин не зависят ни финансово, ни морально. Но не для столиц «Инкогнито» писано, а для Красноярска, Курска, Оренбурга, Барнаула и Магадана. Правда, поют там под фонограмму, у нас же работает живой оркестр, в чем мы не собираемся уступать столицам.

Отличительная особенность нашего спектакля еще и в том, что едва ли не главным героем становится в нем Осип (Денис Немцов). Молодой, озорной, к тому же хищный и циничный, он своего не упустит. Даром что слуга, даром что наряжен в красную шелковую рубаху и выкидывает с хороводом красоток коленца, стилизованные под русские народные танцы. Этот Иван-дурак нашего времени ни с кем не церемонится, ни перед кем не заискивает, никем не обольщается. Кто ж как не Осип вовремя чувствует опасность и ретируется, вернее сказать, рвет когти. Авдотья с воплем ринется за ним, наскоро собрав пожитки, а Марья Антоновна в гневе будет носиться с топором, но так никого и не прикончит.

В финале забудут о водевиле и вспомнят о Гоголе. Замогильный голос провозгласит о прибытии настоящего ревизора, из-под колосников будет медленно спускаться позолоченный багет. Объятая ужасом компания групповым портретом застынет в раме, будто бы претендуя на место в истории. Время нынче летит так стремительно, что не успеешь распрямить плечи и оглянуться, как уже становишься явлением прошлого. А птица-тройка несется дальше без тебя.