ПРИЗНАНИЕ КЛАССА

Дата публикации: 24 Апреля 2009

Марина ВЕРЖБИЦКАЯ Новая Сибирь, 24 апреля 2009г.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ театры Новосибирска вновь стали лауреатами главной театральной премии страны «Золотая маска-2009». Из Москвы, где 18 апреля на сцене музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко проходила торжественная церемония награждения, музкомедия и НГАТОиБ привезли четыре «Маски» — по две на каждую труппу. Как уверяют скупые на похвалу столичные критики, на этот раз вполне предсказуемо и справедливо.

Как бы ни относились к премии-фестивалю «Золотая маска» люди театра, для нестоличных коллективов получение самой статусной российской театральной премии весьма значимо. Здесь и престиж, и признание на самом высоком уровне, и пиар, и перспективы, и лучший ответ злопыхателям. Однако ощутить вкус победы или хотя бы привкус, сиречь попадание в номинацию, удается далеко не всем театрам. Новосибирские драматические, к примеру, давным-давно себя и зрителей «Золотыми масками» не радовали.

Музыкальные театры столицы Сибири в разы удачливее коллег. В лауреаты они попадают едва ли не каждый сезон, с той лишь разницей, что иногда московские критики на наши «Золотые маски» строят рожи, в чем мы могли убедиться в прошлом году, когда тамошняя пресса раскритиковала новосибирских номинантов в пух и прах, а иногда выпускают порцию похвалы, о чем можно было прочитать буквально на днях.

Лауреатами «Золотой маски-2009» от Новосибирского театра музыкальной комедии по итогам прошедшего театрального сезона 2007/2008 стали дирижер Эхтибар Ахмедов за «Лучшую работу в оперетте/мюзикле» и режиссер Гали Абайдулов — за «Лучшую работу режиссера в оперетте/мюзикле». Обе премии получены за мировую премьеру мюзикла «Гадюка» Александра Колкера. По словам директора и художественного руководителя Новосибирской музкомедии Леонида Кипниса, показанный на сцене Российского академического молодежного театра спектакль произвел фурор, даже несмотря на технические сбои: «Мы не устраивали такого пиара, как наши коллеги из Екатеринбурга со спектаклем «Екатерина Великая. Музыкальные хроники времен Империи», однако интерес к нам с нашим единственным показом «Гадюки» был гораздо сильнее, нежели к тому, что зрители видели на четырех спектаклях свердловского театра. Активно обсуждение шло на форумах, причем обсуждались не только достоинства спектакля, но и его идеологическая подоплека. Что касается самого выступления, то работа на чужой площадке всегда сопряжена с разного рода техническими сложностями. Пришлось приспосабливаться к незнакомому для нас оборудованию, свету, звуку. Даже отключившиеся микрофоны сработали на нас: эксперты убедились, что новосибирский театр обладает не только микрофонным пением, но и настоящими оперными голосами. Мы уже пятый раз участвуем в «Золотой маске» и никогда еще без «Масок» не уезжали. Это лишний раз подтверждает тот факт, что наш творческий коллектив молод и способен на дальнейшие дерзания».

Новосибирский театр оперы и балета выставлял на «Золотую маску-2009» балет «Баядерка». Премию в номинации «Балет. Лучшая мужская роль» за партию Солора получил художественный руководитель балета НГАТОиБ Игорь Зеленский, признавшийся в нелюбви к подобным фестивалям: «Мне приятно, что оценили нашу работу над балетным спектаклем, но это не тот показатель, которого я добивался. Конечно, приятно, что я получил «Золотую маску» как лучший танцовщик, — лучше поздно, чем никогда, как говорится. Но я работаю не для того, чтобы получать награды. Для меня главное, что спектакль, который мы сделали, идет в нашем театре с успехом при полном зале в течение уже полутора лет. Я не могу сказать, нужны или не нужны такие фестивали. Я лично такие фестивали не люблю. Искусство — это индивидуально, это лично, как можно сравнивать? Хотя, может быть, я не прав, и нужно показывать свои работы, особенно городам, далеким от столиц. Мы и без наград смотрим внимательно на то, что делают другие театры. Но ориентируемся мы все равно на то, что происходит в нашем городе».

Премию «Золотая маска» в номинации «Балет. Работа дирижера» получил дирижер Новосибирского театра оперы и балета Андрей Данилов: «Я волновался еще до того, как огласили решение жюри. Когда я вышел — а премию вручала Майя Михайловна Плисецкая, — я стал волноваться еще больше. Не каждый день появляется счастливая возможность увидеть наших легендарных артистов. И зал был полон с амыми известными личностями. Сам спектакль мы рассматривали как выступление в Москве, а не как соревнование. Мы с нашими соперниками выступали в разные дни, не всегда знали, как они. Для нас главное было — выступить хорошо, суметь себя реализовать в этот вечер».

Кстати, выступить новосибирскому балету во время конкурсной программы удалось действительно неплохо. Сорвавшиеся в прошлой «Маске» на НГАТОиБ критики всего лишь вяло ругнули исполнительниц женских партий, отметили справедливость и взвешенность принятого жюри решения.