АЙ, ДА ПУШКИН!..

АЙ, ДА ПУШКИН!..

Елена Езерская. Музыкальная жизнь, февраль 2011 г.

Идея, лежавшая на поверхности. Увлекательный авантюрный сюжет с вплётенной в него пронзительной мелодрамой. Русская классика, на которую в России вдруг пошёл спрос. «Дубровский» – одна из лучших романтических повестей Пушкина. И новый проект Кима Брейтбурга и Карена Кавалеряна, вот уже несколько лет пытающихся внедрить на пространстве отечественного музыкального театра заграничную модель «сетевого» мюзикла.

Благодарность театру – спектакль Новосибирской музкомедии сделан не «под копирку» и лицом к Пушкину. Все события в мюзикле развиваются согласно фабуле литературного оригинала, но при этом не иллюстративны и плотно связаны между собою сценическим действием остросюжетной драмы. Драмы, в которой ее главные герои – русские Ромео и Джульетта, с той только разницей, что конфликт их семей – не многовековой и утративший свой смысл с течением времени. История вражды помещиков-соседей Троекурова и Дубровского разворачивается на наших глазах и становится камертоном, определяющим отношения всех принимающих в ней участие персонажей.

Дикое барство и просвещённый хозяин. Самодур Троекуров и благородный Дубровский-старший. Грубая неправедная сила и непокорённый светлый дух – вечный спор Зла и Добра, в котором последнее чаще остаётся непобеждённой, но проигравшей стороной. Сергею Плашкову (Троекуров) удаётся избежать мюзикльной типажности и создать образ действительно ёмкий, сочный, драматически колоритный. В дуэте с ним Андрей Черняев (Дубровский-старщий) кажется не столь убедительным, но Дмитрий Суслов в этой же роли добирает и в объёме, и в качестве игры: он противостоит Троекурову всем – сценической статью, благородством манер, глубиной интонаций, пронизанных просветлённой верой в человечность и высшую справедливость. И это тоже – по Пушкину: «Есть высший суд…»

Режиссёр Александр Лебедев и сценограф Татьяна Королёва выстраивают на сцене театра символическую судебную залу: два подиума слева и справа, на плоскости которых по ходу развития сюжета поднимаются герои спектакля с «признательными» монологами, и конструкция в глубине по центру – то балкон для публики, то лобное место… Противоборство двух взаимоисключающих идей нашло в спектакле и очень точное световое воплощение: свет и тьма реально противостоят друг другу, став двумя доминантными сценографическими красками. Но в жизни всё, увы, далеко не столь однозначно, и поэтому белокрылому ангелу-хранителю влюблённых (артист балета) дан в спектакле его визави: князь Верейский – тоже весь в белом, но тёмный душой. Звезда театра Александр Выскрибенцев не жалеет своего персонажа: если Троекуров – воплощение зла, то Верейский и есть само Зло, нечто дьявольское есть в этом образе, сделанном графично и с оттенком мистики.

Открытие театра – студент Новосибирской консерватории Андрей Дорошенко в роли Владимира Дубровского. Прекрасный голос, роскошная сценическая внешность, редкая для дебюта органичность делают его настоящим романтическим героем. Очень красива и трогательна Анна Фроколо в роли Маши Троекуровой. Печальная история их персонажей выстроена в спектакле на полутонах, свойственных сентиментальной лирике, чьи неизменные плюсы – чистота и доверительность интонаций, теплота и искренность в отношениях.

Противовесом романтической паре – эффектный сценический дуэт слуг в имении Дубровских, Архипа и Егоровны – Владимир Вальвачёв и Елизавета Дорофеева, воплощающие непредсказуемость стихии народного гнева: побочная тема сюжета – авторы мюзикла придают именно ей роль форс-мажорного фактора. Не игра Случая – недобрый умысел, казалось бы, преданных Дубровскому крепостных разрушает его счастье с Машей. По мысли авторов, народный гнев сродни природному бедствию, а уж русский бунт, как известно, и того страшнее. Личное тихое счастье в пору крутых революций? Ответ однозначен и очень печален: русские Ромео и Джульетта изначально обречены…

«Дубровский» состоялся как мюзикл. Пластическое решение – хореограф спектакля Николай Андросов – в нём равно хорошо выстроенной драматической линии. В спектакле на равных хорошо поют и танцуют все, включая артистов хора. Единственное, чего хочется пожелать: песенной, номерной структуре мюзикла не хватает современной музыкальной оправы – уверена, фактура звучания хорошего театрального оркестра в соединении с рок-ансамблем придаст завершённость новому проекту театра. В добрый путь!